27 февраля 2022 года в Успенском храме Свято-Успенского Святогорского монастыря была совершена Божественная литургия. Проповедь иеромонаха Пахомия (Сапёлкина)
27 февраля 2022 года в Успенском храме Свято-Успенского Святогорского монастыря была совершена Божественная литургия. Песнопения исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова). За богослужением молились братия, прихожане и гости обители.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин):
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, во вторую подготовительную неделю перед Великим постом, Святая Церковь предлагает нам вспомнить о Страшном Суде. Если в прошлую неделю о блудном сыне Церковь призывала нас всех к покаянию, к обращению от грехолюбивой жизни, то сегодня она предупреждает всех презирающих долготерпение и милосердие Божие о последствиях такого ожесточения.
В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как будет совершаться этот Суд. Он будет происходить в кончине века после второго пришествия Христа, после победы над антихристом, когда явится Господь во славе Божией, когда воскреснут мертвые, а тела живых преобразятся в духовные. Тогда и совершится Суд над всеми людьми – сначала христианами, а затем над всеми прочими – и даже падшими ангелами. Суд этот решит, быть ли человеку со Христом в Его Царствии славы или не быть. "Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин. 5: 22).
Итак, судит человека Сын Божий, Христос, воплощенная Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Это будет окончательным отделением добрых семян от плевел. Никому другому, как только Самому Господу, надлежит совершить это отделение. Суд этот, в некотором роде, как бы межличностный. Всё содеянное или несодеянное в отношении к другому человеку, всё это Господь относит лично к Себе. Почему? Потому что кто бы ни был человек, против которого душа согрешала, она согрешала пред Христом, Который приобрёл Своей кровью весь род человеческий: "...Истинно говорю вам: так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25: 40), так свидетельствует об этом Сам Господь.
Суд будет всеобщий, т. е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, а из посланий святых апостолов Петра и Иуды следует, что и даже на самих падших ангелов (2 Пет. 2: 4; Иуды 6).
Торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира.
Суд будет последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние – блаженство праведных и мучения злых осужденных. (О. Михаил Помазанский, Православное догматическое богословие).
Тогда не будет больше смешения добра и зла, ибо ничто нечистое не войдет в Царство, и не будет больше возможно какое-либо изменение в человеческих судьбах. Как пишет Владимир Лосский: "По ту сторону времени пребудет только то, что не подлежит изменению".
Слово Божие изображает будущее блаженство как вечную радость пребывания со Христом в Его Царстве славы, как пребывание в райских небесных обителях. Но оно также определенно говорит и о вечных мучениях, о геенне огненной. Образ огненной геенны взят с Енномской долины возле Иерусалима, где приносили человеческие жертвоприношения, сжигая их, и куда также сваливались трупы и всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь.
Мы не имеем права понимать слова Господа только условно, как некую педагогическую угрозу, применяемую Спасителем. Об этом пишет псалмопевец Давид: "Чесо ради прогнева нечестивый Бога? рече бо в сердцы своем: не взыщет" (Пс. 9: 34). То есть мы заблуждаемся и погрешаем, когда тайно думаем, что не будет воздаяния. Хотя само понятие «гнев» по отношению к Богу является условным очеловечиванием, как об этом пишет преподобный Антоний Великий в своих наставлениях:
«Бог благ и бесстрастен, и неизменен. ...Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Богу было хорошо или плохо от дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Него, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него, а это не значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что наши грехи не попускают Богу воссиять на нас, а соединяют с демонами-мучителями. Если потом молитвами и благотворениями получаем разрешение во грехах, то это не значит, что мы Бога ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и нашего обращения к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять делаемся способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения». (Добротолюбие. Т. 1, наст. 50).
Святитель Феофан Затворник рассуждает о вечности мучений так: "Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники – в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда… Но никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства..."
Известный богослов прп. Иустин (Попович) пишет: «последний всеобщий Суд явится судом абсолютной Божией правды и абсолютной Божией милости, ибо Господь всех и каждого будет судить по Своей бесконечной правде и бесконечной милости, так что никто не сможет обвинить Бога в несправедливости или в немилосердии… Так как на Страшном Суде ничто не будет опущено, забыто и не замечено, то каждый человек в отдельности и все люди вкупе ощутят и узрят всю праведность и всю Божию милость и по отношению к праведникам, и по отношению к грешникам (см. Рим. 2: 5-8; Евр. 10: 27; Откр. 2: 23). И перед непререкаемой ясностью доводов грешники не смогут оправдаться и выгородить себя (см. Мф. 25: 41-47). При этом ничто не будет ни преувеличено, ни приуменьшено, но всё будет беспристрастно констатировано и непогрешимо измерено – ведь у Бога нет лицеприятия (см. Кол. 3: 25; Рим. 2: 11; Еф. 6: 9; Деян. 10: 34; 1Пет. 1: 17; Втор. 10: 17; Иов. 34: 19). И всем людям – как праведным, так и грешным – будет вполне ясна совершенная справедливость Божия Суда; и все отчетливо узрят, что всеправедный Господь перестал бы быть Богом, если бы судил иначе" (см. Мф. 25: 37-39, 44-45; 1Кор. 3: 13).
Страх и ужас Страшного Суда для грешников будет заключаться особенно в том, что они в тот момент ясно увидят и познают, что Иисус Христос в самом деле воплотился ради спасения всех, пострадал за всех, преподал всем в Церкви благодатные средства спасения – святые таинства и святые добродетели; что Он действительно единственный Спаситель людей, что Его имя – и в самом деле единственное имя, которым люди могут спастись от болезни греха и смерти, и избежать вечного мучения в царстве тьмы и ужаса – в преисподней (см. 1Фес. 1:6-10). Тогда всякий, не уверовавший во время земной жизни во Христа как Бога и Спасителя, ясно почувствует всем своим существом, что тем самым он уже на земле предуготовал себя к осуждению. (Ин. 3: 18, 5: 24)».
Осуждение – это удаление от Бога навечно. По замыслу Божию, призвание человека – это преображение, обожение, соединение с Творцом. В будущем веке всё, что будет удалено от Бога, будет считаться преданным смерти. Это и будет второй смертью, той, о которой в книге Откровения говорит святой Иоанн Богослов (20: 14). Смерть эта означает забвение Божие. "Те, которые не захотели узнать Бога, те не будут больше узнаны Им. Те же, кто Его знал и Ему служил, просияют неизреченной и немеркнущей славой" – пишет В. Лосский.
Святитель Иоанн Златоуст о Страшном Суде замечает: «Когда Господь говорил о царстве, то сказал: приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» (Толкование на Евангелие от Матфея). «Многие безрассудные, – продолжает Златоуст, – желают только избавиться от геенны, но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказаний» (Слово к Феодору, К Феодору падшему увещания).
Читая святых отцев, на их примере мы видим, что чем выше поднимается духовное сознание подвижника, тем острее становится чувство его нравственной ответственности, тем сильнее страх оскорбить Бога и понимание неизбежности воздаяния за уклонение от исполнения заповедей Божиих. Но так же растет и упование на милость Божию, надеяться на которую и просить которой у Господа и для каждого из нас необходимо и очевидно. Будем же в смирении упражняться в милосердии и неосуждении, чтобы и нам Бог оказал милость и не осудил нас так, как мы того заслуживаем. Будем жить для Бога и ближнего, а затем уж для себя, не скупясь на дела любви и сочувствия, памятуя слова Господа нашего: "...каким судом судите, таким будете судимы". Аминь!