Иорданские купания. Отрывок из книги игумена Василия (Буркова) «Дороги по Святой Земле»
Иорданские купания
Глава из книги игумена Василия (Буркова), настоятеля Святогорского монастыря
«Мы подъехали к Иордану, к тому месту, где Иоанн Предтеча крестил Господа, «близ Салима, потому что там было много воды» (Ин. 3; 23). Покупаем купальные иорданские рубахи, идём к реке.
С Иорданской стороны подход к реке неблизкий, и это очень хорошо – идти к святой реке по немощёным тропинкам среди южных деревьев и кустов, перешагивать через незатейливые деревянные и бамбуковые мостики. Всё это погружает в реальность евангельской древности. Я даже не заметил, как сильно отстал Миша, скорей бы увидеть святыню. Вот золотой купол над деревьями – это греческий храм на берегу. Слышен плач ребёнка – православный батюшка-араб радостно поднимает новокрещёного младенца над каменной купелью. И вот сам Иордан. Сначала просто стоим молча, радостно дышим святым воздухом, потом начинаем замечать то, что вокруг нас.
Здесь ширина реки 30-40 метров. Наш берег иорданский, противоположный – израильский. С на шей стороны сидит вооружённый иорданец, с другой – два израильских солдата с автоматами, а всё остальное пространство на берегу — это люди в белых купальных иорданских рубахах.
Надеваем епитрахиль, поём молебен, погружаем в воду наперсный крест. Потом облачаемся в купальные рубахи. Стоит радостный гул погружающихся людей, возбуждённая торжественная суматоха. Спускаемся по ступеням в воду, Ольга кричит: «Не заплывайте за середину реки, там граница!» Трое: кратно погружаемся... какая радость! Едва выходим на берег, снова тянет назад в святые воды. Возвращаемся в Иордан, снова погружаемся. А потом долго и тихо сидим на берегу в белых иорданских рубахах.
На израильской стороне появились две большие группы паломников – наши узнаются сразу. Первые запели «Христос Воскресе», а вторые стали облачать своего батюшку в полное облачение, в итоге он вышел, как на литургию: в подризнике, с поясом, в фелони, только не было на нём митры, и не помню, надел ли он набедренник с палицей. Эта группа торжественно начала чин великого освящения воды. Первая же группа закончила пасхальные песнопения, и их батюшка, сказав что-то в назидание, вошёл в реку в подряснике, епитрахили и в поручах. Его паства выстроилась в колонну по одному и по очереди пошла в реку, причём входивший не погружался, а подходил к своему батюшке, и тот произносил полную крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». И трижды погружал их в воду, возложив руки на главу.
Сначала мы думали, может, эти люди приехали принять святое крещение на Иордане, но на них уже были кресты. А может, батюшка как-то по-особому понимает слова «верую во едино крещение». Одно очевидно – трудно превзойти в ревности нашего богомольца.
Впрочем, на душе было мирно, и осуждение не находило себе сочувствия – тихая радость, как тихое течение Святой реки.
Подошла Ольга и сказала, что мы сидим здесь уже больше двух часов и что за это время батюшка-араб покрестил трёх младенцев, в том числе Ксюшу из России, и что у нас осталось времени только пообедать и на дорогу до северной иордано-израильской границы».