30 января 1922 года, неделя 32-я по Пятидесятнице, памяти прп. Антония Великого. Проповедь иером. Пахомия (Сапёлкина) о иерихонском слепом
30 января 1922 года, в неделю 32-ю по Пятидесятнице, памяти прп. Антония Великого, в Успенском храме Свято-Успенского Святогорского монастыря была совершена Божественная литургия. Настоятелю обители игумену Василию (Буркову) сослужили братия в священном сане. Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова). За богослужением молились братия, прихожане и гости обители.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин) с проповедью о иерихонском слепом:
"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сегодня во время чтения Евангелия от Луки мы слышали историю исцеления иерихонского слепого. Прочитанный отрывок описывает одно из многочисленных чудес, совершенных Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни. Да, многочисленные истории о чудесах Иисуса Христа могут послужить, например, иноверцу доказательством наличия у нашего Спасителя Божественной природы. Однако прочитанный сегодня рассказ об иерихонском слепом имеет и для нас, причисленных к стаду Христову, глубокий и назидательный смысл – эта история о том, как вера в Бога исцеляет, преображает и спасает человека!
Слепой, просивший милостыню и сидевший у дороги, по которой должен пройти Спаситель, олицетворяет собой грешника, осознавшего свою духовную болезнь. И теперь, будучи слепым физически, но начиная прозревать духовно, он просит исцеления, как нищий – милостыню. Не случайно евангелист указывает в повествовании на очень важную деталь: слепой сидел у дороги, по которой вот-вот должен был пройти Иисус Христос, где должна была совершиться встреча больного, искалеченного грехом человека с Богом, Подателем всякого исцеления.
Любящий Бог дает каждому человеку свободу выбора своего пути: либо, следуя заповедям Господним, стремиться к единению с Творцом, либо, заражая себя греховной страстью, стремиться к погибели. Господь терпеливо ждет рождения веры в Него в человеческих сердцах, терпеливо ищет любви к Нему, только тогда исцеляет Своей благодатью прозревшего и ставшего на путь духовного преображения. И иерихонский слепой, всем своим существом желавший указанного нами исцеления, встает на путь, ведущий его к спасению.
Он слышит, что мимо него проходит толпа народа. Чувствуя важность происходящего, может быть, ощущая присутствие Того, Кто способен исцелить, слепой спрашивает: «Что это такое?» Ему говорят, что идет Иисус Назорей. Видимо, нищий слепец уже слышал об Иисусе Христе, слышал рассказы о Его чудесах. Возможно, слепой даже слышал что-то из того, о чем учил Спаситель. И уже ставший на путь, ведущий к встрече с Богом, он снова делает правильный выбор – дерзновенно молит идущего Спасителя Иисуса Христа о помиловании и исцелении.
«Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», – пытается слепой перекричать шум толпы. Он снова и снова взывает к Господу, моля Его о помиловании, боясь потерять возможность встретиться со своим Спасителем. В этом призыве слепого мы видим, насколько уже сильна его вера. Ни разу не встречаясь с Иисусом Христом, не слыша от Него поучений, он в отличие от фарисеев и многих называвших себя учениками Иисуса, сопровождавших Божественного Учителя, исповедует Его Мессией! Свидетельством сказанного является имя, которым больной называет Иисуса. Сын Давидов – Мессия, в Котором, начиная прозревать духовно, иерихонский слепой видит свое спасение.
Он продолжал взывать к Господу даже тогда, когда его заставляли молчать. Может быть, это фарисеи испугались имени, которым призывался Иисус Христос, или ученики были недовольны тем, что слепой криками заглушает слова Учителя. Однако дерзновенная мольба слепого была услышана Христом, велевшим привести к Себе кричавшего человека. Устремившись к своему Спасителю, как пишет об этом уже апостол и евангелист Марк, иерихонский слепой скидывает с себя мешавшую ему идти верхнюю одежду, словно грешник сбрасывает с себя ветхий образ прежней порочной жизни, жаждая исцеления и спасения!
Заметьте, что Господь Иисус Христос, зная о нужде слепого, но уважая свободу выбора человека, как бы переспрашивает последнего: «Чего ты хочешь от Меня?» И слепой, снова исповедуя свою веру в Иисуса Христа как в Господа Бога своего, просит прозрения, освобождения от греха и смерти. Иисус же отвечает на молитву слепого: исцеляет его, уже чистым сердцем узревшего Бога, от физической слепоты. Отметим, что для этого не нужны были усилия, специальные условия или подручные средства, так как слепой уже имел все необходимое – веру, которая и стала залогом спасения больного грешника.
Но ведь «вера без дел мертва», как нам известно со слов святого апостола Иакова. Мы помним, как часто исцеленные Иисусом Христом забывали Его поблагодарить, а некоторые из них, совращенные фарисеями, отреклись от своего Исцелителя. Но иерихонский слепой, исцеленный Христом, в полноте совершил доброе дело: исповедуя и прославляя Бога, он послужил примером народу, бывшему свидетелем чуда исцеления верой, тем самым воздавая Богу Божие.
Осознавая глубину и важность смысла услышанного сегодня евангельского отрывка, мы можем сказать, каким хорошим поучением мог бы послужить рассказ об исцелении иерихонского слепого для духовно ослепших, не желающих просвещения верой во Христа. Однако вера и дела исцеленного Господом по дороге в Иерихон должны послужить примером и для нас, пребывающих в ограде Церкви Христовой. Давайте вспомним те чувства, которые мы испытали при встрече с Господом. Поблагодарили ли мы своего Исцелителя хвалебными воздаяниями и непорочной жизнью или хотя бы потраченными на борьбу со грехом временем и силами? Если мы, на короткое время прозревшие верой, и поблагодарили Господа нашего Иисуса Христа, то сейчас, постепенно заражаясь от окружающего нас мира, духовно слепнем, отказываемся от истинного пути спасения, не подкрепляем свою веру благими делами. Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы не уподобиться тем, кто пытается заглушить в себе дерзновенный крик-мольбу к Господу Богу: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня», укрепим свою веру – тот дар, данный нам для духовного исцеления – покаянием, молитвой и богоугодными делами. Аминь".