8 августа 2021 года, Неделя 7-я по Пятидесятнице, прп. Моисея Угрина, Печерского. Проповедь иером. Зосимы (Милькина)
В Неделю 7-ю по Пятидесятнице, прп. Моисея Угрина, Печерского, настоятель Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) совершил Божественную литургию в Успенском храме обители. Ему сослужили братия монастыря в священном сане, протоиерей Геннадий Никитин, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.
Диаконский чин возглавил иеродиакон Евсевий (Родителев).
Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова).
На богослужении молились братия, прихожане и гости обители.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Зосима (Милькин):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы с вами слышали об исцелении слепых. Но перед их исцелением Господь произнёс очень важные, ключевые слова всего Евангелия: «Веруете ли вы в Меня?» Без веры всё пустое и бессмысленное – и молитвы наши, и посещение храма, и любые другие наши действия.
Во время нахождения Господа нашего Иисуса Христа на земле вокруг Него практически всегда находились окружающие Его люди. Но они были в разном положении по отношению к Нему: три самых верных ученика — самый узкий круг: потом круг чуть пошире — двенадцать учеников, включая этих троих; потом еще круг — семьдесят учеников, куда входили жены-мироносицы, братья Христовы по плоти и многие другие. Евангелист Лука входил в число семидесяти. Был еще круг людей, которые приходили Его послушать или исцелиться от своих болезней.
Вот так же и мы сейчас — толпа, окружающая Христа. Среди нас есть ученики Христовы, самые верные, есть другой круг, третий, четвертый. Христа окружали не только ученики, а и враги, которые Его ненавидели. И среди нас есть такие, которые ненавидят Христа, хотя часто не отдают себе в этом отчета. Им даже, может, кажется, что они любят Его, но на самом деле они являются Его ненавистниками, потому что те слова, которые говорил Христос, вызывают у них противную реакцию.
Вспомним, что те, кто кричали: «Распни, распни Его!», были глубоко верующими людьми. Глубоко верующими — только совсем не в того Бога, а совершенно в противоположного. И когда пришел живой Бог, Он оказался им не по вкусу. Так и многим из нас, кто приходит в храм, часто бывают совсем не по вкусу заповеди Христовы: они живут по-своему, у них своя жизнь, свои представления об этой жизни. Христос сказал, например: «Блажени нищии духом». А враг Христов говорит: «Что это я буду перед кем-то смиряться? Он сам виноват, пусть он у меня первый прощение просит, потому что он меня первый обидел». Что это, как не вражда против Христа? Хотя такой человек может и в храм ходить, может и свечки ставить, и записки подавать целыми тетрадками, но проку в этом никакого нет, если он противится Его заповедям. Христос ему совершенно не нужен, ему нужно только удовлетворение собственного религиозного чувства.
Это чувство есть у каждого человека, и его можно удовлетворять и в буддийском храме, и в мечети, и в синагоге, и в баптистском собрании. Везде, где люди собираются молиться какому-нибудь своему богу, они всегда удовлетворяют свою религиозную потребность. Религиозность — неотделимое свойство человека. Сейчас, конечно, создался новый тип людей, абсолютно безрелигиозных, но это аномалия. Например, дальтоник видит только два цвета или человек безнравственный не различает добро и зло. Вот так же и человек полностью нерелигиозный не чувствует, что есть над ним какая-то высшая сила. Можно его только пожалеть, потому что он потерял главное человеческое свойство – веру.
Но смысл существования человека не в его религиозности, и в ней нет какой-то его заслуги. Человек получит мзду на небесах только в том случае, если он пойдёт путём заповедей Христовых. Мы обязательно должны не только принять их всем сердцем, а и вникать: что же Христос от нас хочет, для чего Он пришёл на землю. Ведь не просто так Он сошел с небес, будучи Богом, стал человеком, столько всего претерпел, вплоть до самой смерти!
Когда Господь ходил по земле, Он говорил: Мне негде приклонить главу, - хотя Он и пришёл к Своему народу, который ждал Его не одну тысячу лет. Теперь самый большой православный народ на земле, верующий в Спасителя, находится в России.
И вот Господь на одного смотрит, хочет у него в сердце-главу приклонить — а он водку пьет; другой к чужой жене пошел, третий кого-то сейчас грабит, а ведь тоже крещеный, мать когда-то его крестила, бабушка, может, в церковь водила. Тогда Господь опускает взгляд на храм Божий. Много храмов на Руси. И смотрит Господь: а что в храмах? А в храмах у одних свары, другие друг на друга письма пишут, злятся, всех осуждают; всякие споры, драки — не хватает у людей любви. Иногда в какой-нибудь деревне в храм-то ходят человек пятнадцать; но и там мира нет. Бывает, люди на одном клиросе поют, служат одному Богу, и все равно: и зависть, и обиды, и нет смирения, какие-то друг против друга козни. Господь сказал: «Когда приду на землю второй раз, найду ли веру на земле?» И мы должны эту веру в сердце иметь, чтобы Он нас нашел, чтобы Он нас собрал, чтобы Он нас спас.
Земля наша есть центр всей вселенной, но центр не математический, а центр духовный — здесь пролита кровь Сына Божия. И пришел Он на эту маленькую планету, чтобы человека спасти. А человек чем занят? Немалое количество людей крещёных, считающих себя православными, о инопланетянах думают, шаманизм у них, эзотеризм, буддизм... и пошло, и поехало. Сам Бог кровь пролил за него, а он голову себе забивает вопросами: а вот Христос – йог или не йог?
Все упирается в то, кому человек верует и чему. Как Господь сказал: «Кто от истины, тот слушает слова Божии». Крещеных-то много, но это ещё ничего не значит, потому что для Бога важно, принадлежит ли наше сердце Ему или нет.
Аминь