25 июля 2021 года, Неделя 5-я по Пятидесятнице, празднование иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица". Проповедь иером. Афанасия (Крутикова)
Божественная литургия в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, празднование иконы Божией Матери, именуемой "Троеручица"
Богослужение в Успенском храме Свято-Успенского Святогорского монастыря совершил игумен Василий (Бурков), ему сослужили братия в священном сане, диаконский чин возглавил иеродиакон Евсевий (Родителев).
Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова).
На богослужении молились братия монастыря, прихожане и гости обители.
Накануне вечером в монастыре совершили Всенощное бдение.
На Литургии с проповедью к молящимся обратился иеромонах Афанасий (Крутиков), зачитав архипастырское слово митрополита Симона (Новикова):
"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Святая Церковь в сегодняшнем Евангельском чтении повествует нам об исцелении Господом нашим Иисусом Христом двух бесноватых жителей Гадаринской страны.
Как ясно говорит Св. Евангелие, это была не просто болезнь, но эти два несчастных человека претерпевали мучения от силы бесовской.
Враг рода человеческого — диавол — с тех пор, как он, низринутый с неба, подверг искушению наших прародителей, не переставал причинять людям зло. Находя единственное утешение в страдании людей, он своими кознями стремится соблазнить человека на грех, грехом отдалить человека от Бога, чтобы ввергнуть его потом в погибель.
Правда, с искуплением человека через Крестную Жертву Христа Спасителя, враг рода человеческого потерял такую власть. Он только может искушать его, в лживом обманчивом виде прельщать на грех.
По учению Святой Церкви, искушения могут приходить с трех сторон: от мира, от плоти и от диавола.
Мир с его прелестями, плоть со своими страстями и козни диавольские — вот три стрелы, которые должен отражать человек всю свою жизнь, «облекаясь в броню правды». В этом и состоит спасение его.
Возлюбленные во Христе братие и сестры!
Мы всегда должны помнить, что Бог сотворил человека свободным, и не хочет насиловать этой свободы, и кто бы и как ни искушал нас, поступок добрый или злой совершаем мы сами, по своей свободной воле.
Своей Крестной смертью Господь открыл нам двери рая, но не влечет в него человека, который не хочет этого.
Господь дал человеку заповеди, но не принуждает насильно исполнять их.
«Жизнь и смерть предлагаю Я тебе, — говорит каждому из нас Господь, — добро и зло. Избери жизнь, чтобы ты жил и потомство твоё».
Но кто из нас не знает, возлюбленные, как трудно идти по пути спасения, как много препон и преткновений встречается на этом пути? Кто не знает, как трудно для человека делать какое-либо доброе дело?
Кто хотя немного упражнялся в духовной жизни и начинал борьбу с грехом, тому известно, как, избегая одного греха, часто попадаем в как будто нарочно расставленную сеть другого греха.
Кто стремится блюсти себя в чистоте, тот знает, что стоит только раз дать произвол какой-либо страсти, как восстает целый легион других страстей, готовых потопить душу человека в бездне грехов и пороков.
Где же нам искать помощи, чем в жизни утешаться, когда нас всюду подстерегают искушения, скорби, неправды людские, сиротство, вдовство, болезни и другие тяготы жизни?
Многие хотят заглушить свои неудачи и скорби, предаваясь греховной, порочной жизни, но, скоро поняв жестокую ошибку, совсем опускают руки.
Не так, христианин, должен поступать ты. Есть для нас, христиан, другое — и верное — средство, чтобы победить искушения и скорби. Это вера в Господа и надежда на Его всесильную помощь.
«Многи скорби праведным, — говорит слово Божие, — но от всех их избавит я Господь».
Всем истинно служащим Господу попускается много скорбей, но ни одна из них не может сокрушить раба Божия, человека, надеющегося на Бога. Сильны козни вражии, но в защиту Господь дал нам Силу крестную: «Иже Крестом ограждаеми врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе силою распятого Христа». Сильны страсти телесные, но для того, кто очищает свою душу в Таинстве покаятия и вступает в борьбу с грехом, они не страшны: грех, как дым от сильного ветра, развеивается, а душа в искушениях, как золото в горниле, очищается и закаливается. Человек в искушениях приобретает смирение, терпение, а главное — любовь и всецелую преданность воле Божией.
Итак, возлюбленные во Христе братие и сестры!
Сегодняшнее Евангельское повествование научает нас всегда уповать на Милосердного Бога и прибегать к Нему в любых своих скорбях и искушениях. Он «Начальник жизни нашея», Ему близки слезы и скорби каждого человека, ибо за каждого из нас Он пролил Свою Пречистую Кровь, и говорит: «Призови Мя в день скорби твоея и изму тя» (Пс. 49, 15).
И отныне будем возгревать в себе веру в Господа, а потому пусть каждый из нас исповедует свою веру и из глубины сердца воззовет ко Господу:
«Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во Свете Твоем узрим Свет».
Аминь".
Митрополит Симон (Новиков)