12 июля 2021 года, праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. Проповедь иером. Саламы (Иванова)
12 июля 2021 года, в день празднования святых всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) возглавил Божественную литургию в Успенском храме Святогорской обители. Ему сослужили братия монастыря в священническом сане.
Праздничные песнопения исполнил братский хор монастыря под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова).
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Салама (Иванов):
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы совершаем память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это праздник, который святая Церковь устанавливает буквально через несколько десятилетий после их совместной мученической кончины, то есть этот праздник известен очень давно, ещё с первохристианских времён. Почему мы выделяем этих апостолов и празднуем их совместно?
Насчёт апостола Петра, это слова Самого Господа, Он его за ревность сразу выделил среди прочих учеников, после того как апостол со своей горячностью, своей силой веры, своей ревностью, с которой он принимал Господа нашего Иисуса Христа, первым среди прочих апостолов исповедовал Его Сыном Божиим, мессией, которого ждал еврейский народ все долгие годы, века Ветхого Завета. Он дал ему такое преимущественное положение перед апостолами, когда сказал: «Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16: 19). Это не значит, что ему дана была какая-то особенная благодать или особые дары по сравнению с другими апостолами, как учит Римско-католическая церковь. Позже такие же обетования были подтверждены и прочим апостолам, но всё равно Господь выделил его, поставил его в такое первенствующее положение.
В то же время мы одновременно празднуем память и человека, который, можно сказать, во всём противоположен ему, кроме, конечно, основных свойств своих, за которые Господь избрал его – ревности по Богу и трудов, которые были понесены им в проповеди Евангелия, – апостола Павла. В то время как апостол Пётр был простым рыбаком в дальнем от Иудеи конце Палестины – Галилее, человеком семейным, ведущим тихую семейную жизнь, у него была жена, самая простая профессия, которую можно было отыскать и в то время и в наше, наверное, он был необразованным рыбаком, как вы знаете прекрасно, даже и фарисеи потом удивлялись, как он знает писания, не учившись – Савл, или Павел, был полной его противоположностью. Он вырос в Тарсе, это был центр элинической учёности, столичный город римской провинции Киликии, очень известный центр учёности элинической, воспитывался он, как он сам сказал: «При ногах Гамалиила», виднейшего тогда законоучителя еврейского, то есть он принадлежал к разряду высшей интеллигенции. Кроме того, он был римским гражданином, то есть привилегированным членом Римской империи, был образованнейшим и красноречивейшим человеком того времени. При этом он сам не видел Христа во время Его земной жизни, не следовал за Ним, как апостол Пётр, на проповеди.
Что же их объединяет? Объединяет их то, что они, в то время как Христос является фундаментом нашей Церкви, как сказал сам апостол Павел: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3: 11-11) – они являются её началом и источником. То есть они являются примером для всех христиан, членов церкви Христовой, которая потом, из этого источника, разлилась, как река, по всему миру. То есть всеми вот этими свойствами, которые являются примером для подражания, примером для посильного последования во все времена, для всех слоёв общества и каждого человека, и для нас тоже, для наших времён. Конечно, можно упомянуть о их трудах на проповеди нивы Христовой, о их ревности по Богу, о их верности Богу даже до смерти (по преданию, они скончались мученически в один день), о их силе веры – даже тень от одежды Петра исцеляла болящих – такая сила веры была дана Петру.
Обнимая все их труды, все их подвиги, все добродетели, обнимая то, что сказал сегодня в Апостольском чтении апостол Павел в конце своего послания, как ещё говорил Иоанн Златоуст – всё, что он перечислил (в наготе, в трудах, бдениях, борениях) – это ещё ничего. То, что он последнее сказал: «Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Кто страдает, с кем бы и я не страдал?» – это и есть верх христианского совершенства, которое обнимает все прочие добродетели. Это совершенная любовь. Кроме всех своих трудов, кроме заботы о всех церквах, он настолько сопереживал каждому человеку, каждому члену своей церкви, что для него, можно сказать, чужой соблазн – это собственный соблазн, чужая боль – собственная боль. Это мера совершенства, недостижимое совершенство, которое нам, к сожалению, в нашем страстном состоянии искать не приходится.
Что же для нас является наиболее близким? Для нашего времени, для нас, немощных? Наверное, то, что Господь положил основание Церкви на тех двух апостолов, которые, можно сказать, пережили оба моменты тяжёлого падения. Апостол Пётр отрёкся от Христа. Отречение очень близко к предательству, предательству Иуды, которое совершилось приблизительно в это же время. Апостол Павел прямо гнал учеников Христовых, содействуя их убийству, и сам горел ревностью истребить учение Христово с лица земли. То есть можно сказать, их духовная жизнь, их настоящая проповедь Христа началась не с того момента, когда они возревновали о Боге – потому что и Павел тоже действовал по ревности к Богу, и Пётр был самый ревностный из Его учеников – вспомним все моменты, когда, как говорит нам Евангелие, он первый раз встретил Господа, сказал: «Выйди от меня, я человек грешный» – в такой вот горячности, когда он единственный из всех учеников попросил, чтобы Господь сподобил его пойти по воде. То есть вот эта ревность, эта горячность, эта сила веры у него всегда вспыхивала, проявлялась. Но на самом деле, их жизнь как апостолов, их труды как апостолов начались с того момента, как они поняли, что без Бога они ничто. Пётр понял это с того момента, как он отрёкся от Христа, через несколько часов после того, как обещал умереть с ним – потому что его самонадеянность, его вера в свою ревность его подвела. Он забыл, что, как и любой человек, он прах и пепел без помощи Божьей, без Его поддержки. И Павел тоже понял в тот момент, когда он ослеп, когда на дороге ему явился Господь, что вся его ревность не имела не только никакой цены в глазах Господа, но и была богоборческой. Если бы он смирился, если бы он попросил Бога открыть ему истину, то Господь бы, конечно, открыл ему истину. Но нет, он со всей своей силой ревности решил, что прекрасно разбирается в Законе Божьем, он образован, он ревнитель, он фарисей, поэтому он устремился без всякого рассуждения на борьбу, на богоборчество. И именно с этого момента, когда Господь показал ему как раз, что он ничто, пока Бог не откроет ему Свою истину, с этого момента и начался его путь как первоверховного апостола Павла.
Для нас ещё примером является их отношение к своему греху. То есть мы грешные все, да. Может быть, даже в некотором роде это их падение и сделало их первоверховными апостолами, потому что ту силу благодати, которая была дана им, первейшим среди прочих апостолов, наверное, было трудно выдержать без противовеса – без той немощи, чисто человеческой, которую они проявили на своём жизненном пути. Но это не значит, что мы, как люди гораздо более грешные, сподобляемся большей благодати. Нет. Тут важно отношение к своему греху. К сожалению, у нас отношение самое противоположное. Грехи свои мы легко забываем. Вот если что-то удалось нам сделать, пусть самое небольшое, об этом мы помним хорошо, поэтому наши грехопадения повторяются и повторяются. Стоит Господу в таинстве исповеди простить нам наши грехи, мы чувствуем себя очистившимися, мы чувствуем себя святыми, мы забываем о том, что было только вчера с нами, и падаем снова, падаем снова бесконечно. Чаще всего, в одни и те же грехи. У них совершенно другое отношение было к греху. Апостол Павел говорит в своих писаниях: «Я последний из всех апостолов». Он прекрасно понимал, он не был слепым, он говорил: «Я потрудился больше их всех, и благодать была не тщетна, которая была дана мне”. Но, однако, я последний среди прочих апостолов, потому что я гнал церковь Божию. И это уже после всех трудов, которые он понёс, после всех явных даров благодати, которые он получил, всё время этот грех был у него перед глазами. Именно это и сделало его святым, сделало его первоверховным.
Апостол Пётр, говорят, до самого конца жизни при пении петухов плакал, у него глаза всё время были красные от слёз. Вот это, наверное, то, что придало им силы понести то море благодати, тот груз благодати (может быть, слово не достаточно уместное в этом случае), который был дан им свыше.
Помоги нам, Бог, подражать во всех свойствах апостольских: в ревности, в любви, конечно, в добродетелях их всех, но главное, в этом отношении – в отношение ко греху. Пусть наши души учатся, пусть наши грехи нас смиряют, а не приводят к новым падениям. Помоги Бог!
Аминь.