О реальности, а не легендарности блаженного Тимофея
Опубликовано 12 июня 2021
Что свидетельствует о реальности, а не легендарности блаженного Тимофея и истинном явлении ему Божией Матери
- Легенды или сказки недостаточно, чтобы на этом месте был построен храм, у которого все три придела посвящены Божией Матери! Успенский главный храм имеет два Богородичных придела: Покровский и Одигитрии. Неизвестно, есть ли хоть где-то ещё один такой храм.
- Все чудотворные иконы в монастыре были Богородичные. Со временем к Одигитрии и Умилению добавилась Феодоровская икона Божией Матери.
- Присутствие и покров Божией Матери продолжаются и поныне. В посёлке сохранились кроме Успенского монастырского только два храма, тоже Богородичные - Казанский и "Отрада и Утешение". И даже скит монастыря в Столбушино имеет Успенский храм.
- Легендарность Святогорской Повести музейные работники были вынуждены обозначать, чтобы не потерять работу при советской власти. Сама же Повесть не имеет характерных для легенд особенностей.
- В легенде всегда есть сюжетность, красивая запоминающаяся история, которую потом приукрашивают. Здесь история сложная, не линейная, плохо запоминающаяся и не законченная однозначно. Голые факты с добавлением риторических высказываний летописца. Все подробности просто жизненные, не имеющие красоты и сюжетности. Божия Матерь только являла Свою милость так, как Ей было угодно, достаточно диковинным образом. При этом обнаружилась великая вера блаженного Тимофея, вдохновенная вера народа, пожалуй, чуть меньшая вера священников и безверие одного архиерея. Вот и весь смысл сюжета. Чудеса, явленные Божией Матерью, и все Её повеления совершенно лишены утилитарности, нелепы с точки зрения здравого смысла. Они направлены только на умножение веры и сопровождаются Её милостью ко всем людям, начиная от блаженного Тимофея и кончая неверующим иереем Иоанном или всеми жителями Новгорода.
- Художественная линия, литературность и сюжетность в Повести почти отсутствуют, но в ней есть своя поэтика языка и образа мыслей, есть честность. Так что мы чувствуем правду жизни от земли до неба и тихое ненавязчивое приглашение поучаствовать в этой правде.