31 октября 2021 года, неделя 19-я по Пятидесятнице, апостола и евангелиста Луки. Проповедь иером. Пахомия (Сапёлкина)
Опубликовано 31 октября 2021
31 октября 2021 года, в неделю 19-ю по Пятидесятнице, апостола и евангелиста Луки, в Успенском храме Свято-Успенского Святогорского монастыря настоятель обители игумен Василий (Бурков) совершил Божественную литургию.Ему сослужили братия в священном сане. Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова). За богослужением молились братия, прихожане и гости обители.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин):
"Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!
С воскресным днем всех вас, братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Спасителя – притчу о сеятеле (Лк. 8, 4-15), которую каждый из нас, наверняка, знает. Знает, что, по слову нашего Господа, семя может упасть как на добрую почву, которая приносит великий плод, так и на почву, которая может быть землей при дороге, т. е. вытоптанной путниками; или каменистой, когда слой земли на камне невелик; или, наконец, землей, которая поражена сорняками, и они не дают возможность зерну возрасти.
Но, пожалуй, самое важное, что это одна из немногих притч, которую Христос Cам толкует своим ученикам в ответ на их просьбу: «Объясни нам эту притчу!» И вначале Господь открывает, что семя есть слово Божие. А дальше становится понятным, что то, куда может упасть это семя, т. е. слово Божие, — это различные виды устроения сердец человеческих, которые могут быть восприимчивы, беспечны или совершенно безразличны к восприятию слова спасительного благовестия.
Когда мы с вами, рассуждая об этой притче, хотим понять, каковым является наше сердце, определить, какому виду почвы оно больше соответствует, то нам бывает непонятно, что же все-таки мы можем сказать о себе. Часто это связано с тем, что сердце наше уподобляется одновременно всем первым трем видам этой почвы: здесь и дорога, и камни, и сорняки.
Случается, если и проникнет иногда слово Божие в сердце человека, согреет душу, и, может быть, даже блеснет умилительная слеза, то проходит буквально немного времени — и он чувствует, как сердце, или душа его, становится проходным двором, по которому, образно выражаясь, топают дикие и скверные животные, и вытаптывают весь его высокий духовный настрой.
Бывает, я сам понимаю, что это семя не в состоянии пустить корни, потому что сердце мое настолько зло, настолько окамененно и нечувственно, что сам порой не знаешь, что с этим делать.
С другой стороны, настолько меня окружает суета, настолько я погружен в нее, и она захватывает, развлекает и восхищает меня, что где-то в глубине своей души я обращаюсь к Господу с просьбой: «Потерпи, Господи, я сейчас насыщусь всем тем, что меня окружает, пока имеется у меня возможность всем этим попользоваться, а потом, конечно, я прополю эти сорняки и выброшу эти камни, взрыхлю эту землю, и мы с Тобой будем вместе!» Но это лукавый подход. Лукавый подход в своем мироощущении, и в лукавой совести. Есть в духовной диалектике понятие «совесть лукавая», всячески, постоянно пытающаяся себя оправдывать, пытающаяся постоянно найти причины тому, чтобы не быть обличаемой с теми, к кому относится слово Божие и, в частности, эта притча. На самом деле, ведь понятно, что это не так!
И вот последний вид почвы, который ублажает и восхваляет Господь — это земля добрая. И отличается она от других кардинально: она вспахана умелыми руками земледельца. Когда он ставит на землю плуг и начинает пахать, то утоптанная земля становится рыхлой, камни выворачивает, они вываливаются наружу, их просто нужно выбросить; корни терний рассекаются плугом, — и земля становится доброй, она становится способной принять в себя семя и плодоносить.
Но если мы говорим о сердце человеческом, которое принимает Божественное семя, то, конечно, мы должны поставить перед собой вопрос, что значит «вспаханное сердце» и, самое главное, — чем и как мы можем его вспахать? И что за плод оно должно принести? Ответом на этот вопрос будут слова о том, что только тщательным исполнением заповедей Божиих, тех заповедей, которые Христос утверждает непреложными, заповедей, которые мы призываемся исполнять, когда нас окружают скорби, болезни и неприятности (иными словами, через несение своего креста), сердце наше может сделаться способным к восприятию Божественных глаголов. А тот плод, который должно оно принести, тот плод, который бы радовал нашего Господа, есть не что иное, как любовь к Нему и к нашим ближним.
И вот, если кому-то кажется, что его сердце начинает приносить плод в силу того, что он усердно возделывает его богослужениями, постами и молитвословиями, но при этом он не имеет никакой подвижки в сторону любви как к Богу, так и к ближнему, когда ближние ему часто мешают осуществлять его богоугождение, поститься и молиться, то, наверное, он движется в ложном направлении. Вместо того, чтобы делать свое сердце чистым и сострадательным, человек убеждает себя, что уже достиг духовной высоты и ему не над чем работать. Что в любой момент, как только он захочет, он примет в свое сердце Божественное слово, и оно принесет плод. Это пагубное состояние самообольщения, и святыми отцами именуется губительной прелестью.
Христос заканчивает притчу странными словами: Имеющий уши слышать, да слышит (Лк. 8, 15). По объяснению святых толкователей, эти слова не о том, чтобы мы сегодня, постояв в храме, услышали что-то, запомнили и можем даже рассказать другому. Нет! Эти слова о том, что слышать и не исполнять — это все равно, что ничего не слышать. Человеку кажется, что он услышал, но попробуйте честно перед собой, придя домой, заглянуть внутрь себя и оценить состояние своего сердца. Есть ли в нем готовность деятельного исполнения заповедей Божиих?! Готовы ли мы отрешить наше слабое сердце от похотей и соблазнов материального мира, как к тому призывает нас Бог?! Увы, не многие обнаружат в своем сердце "добрую землю", которая приняла и взрастила Слово Божие. Посему будем трудиться со вниманием и решительностью на ниве духовного земледелия, удобряя и очищая почву нашего сердца милосердием, молитвой и любовью к Богу и ближним нашим. Аминь".