27 сентября 2021 года, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Проповедь прот. Игоря Вострикова
27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) совершил Божественную литургию в Успенском храме обители.
Настоятелю сослужили братия в священном сане, протоиерей Игорь Востриков, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в с. Бородино. Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова). За богослужением молились братия обители, паломники и прихожане.
С пастырским словом к молящимся обратился протоиерей Игорь Востриков, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в с. Бородино.
"Дорогие братья и сестры, прежде всего, сердечно поздравляем вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и всех причастников с принятием Святых Христовых и Животворящих Таин.
Праздник Воздвижения Креста Господня молитвенно и мысленно возвращает нас к дням Великого поста, особенно к его средоточию – дням Страстной Седмицы и Великой Пятнице. Сегодняшнее Евангелие о том, как наш Господь был предан, осуждён и распят. Этот день напоминает нам о том, что Крест Христов есть средоточие христианской жизни, тот камень, который стоит во главе угла всего христианства, и если этот камень отвергается, то и христианства нет. Сейчас многие люди хотят радоваться и иметь Пасху, но Пасху без Христа. Пасха без Христа не бывает. Святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, в первой главе, тот отрывок, который мы сегодня слышали за Божественной литургией, говорит нам о том, что проповедь Его была не исполнена человеческой мудрости, не исполнена умных и хитросплетённых словес, но проповедь его была прежде всего о Христе. Потому что «для погибающих крест есть юродство, то есть безумие, – говорит святой апостол Павел, – а для спасаемых крест есть Сила Божия».
Святитель Феофан Затворник в своём молитвенном размышлении над этими словами святого апостола говорит: «Нет ли здесь какой-то фатальной неизбежности, что одни принимают крест, спасаются, а другие не принимают и не спасаются?» Он говорит: «Наблюдение за жизнью человеческой говорит о том, что действительно человек как бы по жизни своей, своим образом жизни, своим образом мысли может отвергать крест и так же наоборот – человек жизнью своей и образом мыслей может принимать крест. Да, – говорит святитель, – человек не в силах изменить обстоятельства своей жизни, но однако есть в нашей жизни нечто, именно когда мы живем согласно совести и согласно нравственному закону. Это то, что в силах человеческих при любых обстоятельствах его жизни». И таким образом святитель подытоживает и говорит: «Человек, который живёт по совести и согласно нравственному закону, такой человек слышит весть о Кресте и принимает её. Человек, который не живёт по совести, человек, который не живёт согласно нравственному закону, отвергает крест Христов». И дальше святой апостол говорит о том, что Бог благоволил не в мудрости человеческой открыть нам Своё спасение, а благоволил Бог юродством, то есть безумием проповеди спасать мир, потому что мудрость человеческая некогда не познала силы Божьей.
Эта речь апостола Павла, конечно же, касается наших прародителей, когда они отвергли, по слову преподобного Максима Исповедника, возможность взглянуть на мир глазами Божьими и захотели посмотреть на мир своими собственными глазами и таким образом отвергли премудрость Господа. И далее апостол говорит, что Бог мудрость Божью обратил в безумие. Да, иудеи ищут знамений и чудес, а эллины ищут мудрости человеческой, и в нашей жизни сейчас эти слова апостола Павла исполняются. Кто-то верит, прежде всего ищет чудеса, как он говорит, благодать, а есть наоборот, другие люди, которые ищут так сказать премудрости, чтобы наша вера как бы была исполнена научными знаниями, хорошими, красиво сплетёнными словами. «И то, и другое имеет возможность быть, – говорит святой апостол Павел, – потому что для верующих иудеев и для верующих эллинов Крест есть сила Божья, спасающая нас, и Божья премудрость, то есть если наша жизнь и наша проповедь в сердце своём не имеет Крест Христов, то это всё тщетно и безумно».
Сейчас много говорят о том, что надо проповедовать, надо заново крестить Русь, надо много благовествовать, но если это благовестие не основано на Кресте, если слово наше, которое мы обращаем к другим людям, не подкреплено подвигом нашей жизни, если мы сами не стараемся жить согласно тому, как учит нас Евангелие, как учат нас апостолы, как учат нас святые, и близкие нам святые по времени особенно, то наша проповедь будет пустой, тщетной. Неслучайно преподобный старец Паисий Святогорец говорил о том, что мир сейчас устал от пустых и ненужных лживых слов, которые на нас сыпятся со всех сторон. Поэтому, братья и сестры, не будем сетовать, огорчаться, страшиться и пугаться, для каждого верующего человека в любую эпоху при любом времени, при любой власти Крест Христов всегда Господь. И каждый человек может выбирать Евангелие, может выбирать Господа, может выбирать жизнь согласно тому, как учили наши святые отцы. Вот дай Бог нам так же в нашей жизни прежде всего во главу угла ставить Крест, а там, где не хватает наших человеческих сил (а их всё время не хватает), восполнять эту нехватку покаянием. Аминь".