26 сентября 2021 года, день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее). Проповедь иером. Саввы (Овчинникова)
26 сентября, в неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее), предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Василий (Бурков) совершил Божественную литургию в Успенском храме обители.
Настоятелю сослужили братия в священном сане, протоиерей Игорь Востриков, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери в с. Бородино. Песнопения литургии исполнил братский хор под управлением иеромонаха Саввы (Овчинникова). За богослужением молились братия обители, паломники и прихожане.
С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Савва (Овчинников) с проповедью на Евангельский отрывок о беседе Христа с Никодимом.
"Сегодня мы слушали краткое Евангелие – отрывок из беседы Иисуса Христа с Никодимом. Никодим – это законоучитель еврейский, изучающий, знающий закон, он видел чудеса Господа, которые сотворил Иисус Христос в Иерусалиме. Пришёл к нему тайно ночью, потому что фарисеи, законники, открыто не хотели с Господом общаться, они завидовали ему, и даже было у них указание: кто будет общаться с Господом - того отлучат от синагоги. То есть фарисеи не признавали учительство Иисуса Христа, потому что Христос разрушал их мысли, их мировоззрение о мессии и вообще о благочестивой жизни. Фарисеи думали, что, педантично исполняя внешний закон, они этим исполнением Богу угождают, причём придумывали ещё множество всяких правил, держались преданий старцев. Мало того, они ещё превозносились над людьми, считали обычных людей за сор, то есть это все – грешники, они ничего не знают, а вот мы такие просвещенные. Господь их очень жёстко обличал.
Среди них были люди и благочестивые, правильно настроенные. Никодим – один из них. Он видел, что Иисус Христос – это не обычный человек, не такой, как эти обычные учителя. Такие чудеса, которые Он творит, не может творить человек без того, чтобы Бог был с ним. Вот Никодим приходит к Иисусу Христу ночью и говорит: «Учитель, такие вещи, которые Ты делаешь, не может творить человек, если бы не был Бог с ним». Господь ему прямо говорит: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное». И эту беседу о рождении от воды и Духа Никодим не понимает: «Это, как заново человеку войти в утробу матери и родиться?» Господь говорит: «Нет, рождённый от Духа – дух есть, а рождённый от плоти – плоть есть», что эти вещи небесные. Надо сказать, что в Ветхом Завете пророки ещё говорили о том, что должно человеку переродиться, что должно быть сердце иное, человек должен стать другим. Никодим всё равно не понимает, как это так, а Господь ему говорит: «Если ты не понимаешь вещей земных, что Я тебе говорил, как ты поймёшь небесное?» Никодим не понимает, что это и есть небесное чудо, что рядом с ним сидит Сам Тот, Кто есть спасение и искупление человечества, он не понимает, что рядом с ним сама воплощенная истина, с ним говорит Тот, Кто дал закон ветхозаветный, Который пришёл для того, чтобы приобщить человека к Своему божеству, исцелить человека от греха. И после этого, когда Никодим молчит и не понимает слов Христа, Господь говорит ему: «Действительно, как можно понять небесное? Небесное может знать только Сын Божий, Который находится на небесах как предвечное Слово Божие, но это Слово Божие воплотилось и стало человеком, и Он, Сын Божий, говорит с Никодимом».
Вот почему тайна Креста - это тайна небесная. Действительно, ни ангелам, ни людям это непостижимо, как Творец всего мира, всей Вселенной стал одним из нас. Крест Господень начинается не с Голгофы, а начинается с Его воплощения. Однажды как-то довелось мне быть в Назарете, где совершилось Благовещение Божией Матери, в храме при источнике, и в этом храме, в этом месте, стоит икона распятия Христова. Какое отношение имеет распятие Христово к Благовещению? - Прямое. Крест Господа начинается с Его вочеловечения, когда Бог, будучи непостижим, ничем не связан, не ограничен, ограничивает себя добровольно рамками нашего естества, потому что Он нас сотворил, но мы не пошли по тому пути, который Он для нас задумал. Наши праотцы, Адам и его жена, другим путём пошли, стали смертные, тленные и несчастные. Господь Сам пришёл, чтобы эту ошибку исправить, стал одним из нас, стал Адамом, которого Он и сотворил, чтобы пройти за Адама вновь всю жизнь и своим присутствием в плоти человеческой освятил всю нашу жизнь. Мы носим такую же плоть, какую носил Иисус Христос, мы приобщаемся его природы Божественной, делаемся похожими на Него. Крест Господень начинается с Его воплощения и заканчивается Его смертью на кресте. Поэтому крест – это оружие победы над смертью, над тлением и над бессмысленностью бытия.
Бог, пребывая в человеческом теле, в человеческой природе, которая с Ним теперь неразлучна, навсегда соединена, находится в лоне Святой Троицы, Бог освятил Своим присутствием и постоянно освящает все стороны нашей жизни. В Боге всё имеет смысл – и радость, и скорби, и даже сама смерть теперь уже не окончание бытия, смерть – это некое недоразумение, которое уже преодолено Иисусом Христом и будет преодолено нами, если мы находимся в общении с Ним. Если мы являемся членами тела Его – Церкви – то и мы преодолеем. Всё осмысляется присутствием Божиим. Любое страдание, особенно невинное, оно осмысляется – будет воскресение после. То есть любая скорбь имеет смысл. Поэтому мы носим крест на себе, что ничего не бессмысленно в этой жизни в Боге.
Единственное, что от нас требуется, как сказал Господь Никодиму, – надобно родиться от воды и Духа. Дело в том, что мы все рожденные от воды, то есть от воды крещения, в купели крещения мы все были, а вот от Духа – неизвестно. Мы все крещеные, но крещение ещё не спасает человека, крещение даёт человеку потенциал, который он может использовать, а может не использовать. Потенциал нетления, потенциал жизни вечной. Но всё зависит дальше от произволения человека. Знаете, как в телефоне бывает, в компьютере – какие-то функции в программе есть, но если галочку не поставить где-то там, то эти функции как бы есть, но они не активированы, они не работают. Почему? Ну, потому что какие-то действия не произведены. Так и в нас, людях церковных, мы крещёные, в нас есть потенциал, но порой человек, даже крещёный, своим произволением лукавым, когда ошибается и волю свою направляет не по воле Божьей, а по воле мира сего, по воле человеческой, по воле греховной, в нём этот потенциал не развивается, не активируется. В нас есть залог духа, но он не возрастает.
Каково нам будет, братья и сестры, когда мы предстанем пред лицом этой Любви? Бог Отец не пожалел Сына своего, Сам Сын стал одним из нас, предал Себя на смерть за каждого из нас, за наши грехи. Мы предстанем пред этой Любовью, и каково нам будет смотреть? Как говорится, хочется сквозь землю провалиться. Это состояние называется адом. Когда человеку хочется убежать, не быть пред лицом этой Любви, он Бога бояться начинает.
Господь дальше в продолжение беседы с Никодимом так и говорит: «Бог пришёл на землю не судить людей, а пришёл спасать их». Суть в том состоит, что люди более возлюбили тьму, нежели свет. Но всякий делающий добрые дела идёт к свету, чтобы дела его были в свете, но всякий делающий зло бежит от света, чтобы не обличились его злые дела. Так и у нас, дорогие братья и сестры, если мы творим какие-то неправильные дела, имеем в себе какие-то мысли или чувства худые, нехристианские, мы бежим от света. Мы вроде крещёные, а вроде как и не рожденные от Духа, потому что Дух Божий в нас места Себе не находит. Дух Божий не может жить в нас. А если Дух Божий не живёт в нас, мы не можем быть похожи на Христа, мы не можем измениться, мы не можем переродиться, другими людьми стать не можем. Потому что переродиться – это не от нас. От нас только противостоять греху, а переродиться – это дело Божьего Духа. И вот задача христианина – дать действовать в нас Духу Божьему, чтобы мы переродились, мы изменились. Или по-другому сказать – дать возможность Богу действовать в нас. Вот в чем смысл нашей духовной жизни, чтобы мы переродились и были похожи на Христа, чтобы у нас были те же самые чувства, мысли, какие были у Него. И если мы действительно Христовы, то мы наследники всего. Бог поставил человека на одну планку с Самим Собой. Иисус Христос дал нам молитву «Отче наш», где мы к Богу обращаемся как к Отцу, а если мы его дети, значит, мы наследники всего, что имеет Бог, потому что дети наследуют имение родителей. В этом смысле христиане самые счастливые люди на земле.
В другом смысле они могут быть самыми несчастными людьми на земле, если они то, что им дано, этот дар, сыновство Богу, не возьмут, пройдут мимо этого дара. Скажут: «Да, Господи, мы хотим жить так, как мы хотим, нам не надо – сыновство это, это всё лишнее. Ну, помолился, свечку поставил и хватит». А вот нет в душе такого, знаете, искания Бога, личного общения с Ним, чтобы близко с Ним быть, общаться, как с другом своим. Поэтому дай Бог нам на земле здесь, пока нам дано время, найти этот путь, путь духовный, чтобы мы открылись сами в себе, в сердце нашем для Бога, чтобы Он имел возможность свободно, по любви, действовать в нас и образовал в нас нового человека, чтобы мы переродились духовно. Каждый человек имеет некий такой дух, или запах, по которому можно сказать, чем человек живёт, чем он дышит – кто-то деньгами, кто-то славой, кто-то похотью, кто-то ещё чем, а бывают такие люди, на которых просто смотришь и видишь, что вот он другой, он такой же человек, как все, но он другой, от него что-то такое неотмирное исходит. Вот христиане должны быть такими, чтобы люди, смотря на нас, в наши глаза, слыша наши слова, тоже хотели такими быть… Чтобы кто-нибудь сказал: научите, я тоже так хочу жить, я тоже не хочу в этой суете находиться, я устал от этого мира. Христиане должны быть такими.
Дай Бог, чтобы каждый из нас, каждый в свою, конечно, меру и каждый в своём кругу, в семье или в каком-то обществе, был отблеском славы Христовой, чтобы от него веяло духом Божиим, духом Христа. А чтобы это было, надо дать Богу возможность действовать в нас. И дай Бог, чтобы это состоялось. Аминь".