Слово иеромонаха Пахомия (Сапёлкина) на память святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского 31 марта 2024 года
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, во вторую Неделю Великого поста, Святая Церковь предлагает нам вспомнить архиепископа греческого города Фессалоники Григория Паламу.
Святитель Григорий в истории Церкви известен, прежде всего, как выразитель православного учения о Благодати. Его учение о нетварных энергиях чрезвычайно важно не только для православного богословия, но и для понимания практической цели христианской жизни. Это самым принципиальным образом отличает нашу Церковь от Церквей неправославных, и, прежде всего, от западного христианства.
Святитель Григорий жил в XIV веке в Константинополе и происходил из очень богатой и знатной семьи. Отец его был сенатором, близким другом и советником византийского императора Андроника II Палеолога. Несмотря на свое высокое положение, сенатор Палама был совершенно равнодушен к земной славе, богатству и почестям. Проводя чистую христианскую жизнь, он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой. Известен такой случай. На одном из государственных собраний император обратился к Паламе с каким-то вопросом. Однако тот не услышал его и никак на вопрос не реагировал. Тогда Андроник, поняв, что он погружен в молитву, сказал придворным: «Оставьте Паламу, пусть он молится».
Григорию было около двадцати лет, когда после смерти отца, он вместе со своим братом удалился на святую гору Афон и поселился в Ватопедском монастыре, где под руководством старца Никодима положил начало своей монашеской жизни.
После долгих лет монашеского подвига Григорий достиг духовной опытности и сподобился благодатных даров от Бога. Многие строгие подвижники Афона удивлялись его святой жизни. Молитва его была непрестанной, умиление и сердечный плач достигали такой глубины, что слезы непрерывно текли из его глаз. Когда по временам он выходил к братии из уединения, то все видели, что лицо его светилось особенным небесным светом.
Проводя подвижническую жизнь, святой Григорий не думал ни о чём другом, как только чтобы в удалении от мира и пустынном безмолвии достойно завершить свой монашеский путь. Однако Бог судил иначе и Своим непостижимым Промыслом призвал его совсем к другой деятельности и иному подвигу.
В то время в Церкви возникли бурные споры о природе фаворского света или, по-другому, о природе Благодати. Вопрос стоял следующий: был ли свет, осиявший апостолов во время Преображения Христа, обычным физическим светом или же он имел какую-то иную природу? Православное богословие утверждало, что фаворский свет был светом нетварной, то есть несотворенной природы. Обычный солнечный свет имеет тварную природу, он есть одно из творений Бога. Тогда как свет Преображения — это совершенно особый свет, которого нет нигде в сотворённом мире. Это свет, исходящий от Бога, он другой природы по сравнению с чем бы то ни было в материальной вселенной. Этот свет часто называется в Священном Писании словом «Благодать», а богословы ещё называют его нетварной энергией Божества.
Фаворский свет, или Благодать, человек может принимать в себя, и, когда это происходит, естество человека преображается, подобно тому как преобразился Христос и апостолы на Фаворе. Человек тогда становится новым творением — святым, совершенным, богоподобным. Отцы Церкви даже употребляют термин «обожение», который означает, что тот, кто насыщен этим светом, становится как бы богом по Благодати. Тварное естество человека поглощается сиянием божественной, надмирной сущности. Так учат святые отцы и православное богословие.
Однако с этим мнением были не согласны еретики, во главе с неким Варлаамом. Это был грек итальянского происхождения, ученый монах, профессор. Он приехал в Византию из Западной Европы и преподавал богословие в Константинопольском университете. Он утверждал, что фаворский свет имеет обычную природу, как, например, солнечный или любой другой свет, видимый физическим зрением. У Варлаама нашлись влиятельные покровители, и лжеучение стало быстро набирать силу. В Церкви начались споры, разделения и смута. Вот тогда и был как бы самим временем, самим историческим моментом востребован святой подвижник и богослов Григорий Палама.
Следует подчеркнуть, что православное учение о Благодати имеет огромное, неоценимо важное значение для нашего спасения и для всей христианской жизни. В споре с Варлаамом вопрос фактически стоял так: доступно ли для человека реальное, живое, опытное соединение с Богом или нет. Святитель Григорий говорил: да, такое соединение доступно, — его получили апостолы на горе Фавор, будучи осиянны исходящим от Бога нетварным светом. Этот же свет и это соединение получили и прочие святые угодники Божии. Также и мы можем его получить, и именно в этом заключается смысл христианской жизни. Вот что утверждал святой Григорий.
Из учения же Варлаама вытекало, что апостолы на Фаворе стали причастниками всего лишь обычного физического света. Ну, может быть, более яркого, более сильного, но всё равно естественного и земного. Поэтому ни о каком реальном их соединении с Богом не могло быть и речи. Если же апостолы не соединялись с Богом, и святые не соединялись с Ним, значит для остальных людей это тем более невозможно. Если же соединение с Богом невозможно, то обнуляется главный смысл христианства – единство с Богом, о котором молился Христос Небесному Отцу: «Да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Ересь же Варлаама отрицала возможность такого единства, ниспровергая таким образом христианство в самом его основании.
После того как на Западе отвергли учение святителя Григория, там быстро начинает набирать силу так называемое Возрождение. И очень символично, что Варлаам, уехав на Запад, стал там учителем поэта Франческо Петрарки, по праву считающегося родоначальником эпохи Возрождения и Гуманизма. Суть возрождения и гуманизма, если сказать в двух словах, то это отход человека от христианства, от Бога и обращение его к земле, человеку и земным благам. Это логично вытекает из ереси Варлаама: раз небо и небесное богатство для нас недоступны, значит надо приобретать землю и земное богатство — славу, власть, удовольствия мира сего, да просто – деньги, потому что на них всё перечисленное легко можно купить. Запад полностью утвердился и весьма преуспел на этом пути. Христианство западными людьми было оставлено, если не на словах, то на деле.
Конечно, произошло это не сразу, а в несколько этапов, но результат этого длительного процесса сегодня совершенно очевиден: кризис христианства на Западе достиг того последнего предела, за которым само его существование становится невозможным. Приходилось слышать, что часто даже те, кто считает себя там верующими людьми — католиками и протестантами, не верят в такие основные христианские истины, как Воскресение или Вознесение Христа или Его непорочное зачатие. Среди таких людей встречаются профессора, преподающие на богословских факультетах и в семинариях.
Наша Православная Церковь, по милости Божией, избежала такого падения, и обязаны мы этим святителю Григорию Паламе, который все свои силы посвятил борьбе с лжеучением Варлаама. Борьба эта не была быстрой и лёгкой, она продолжалась около четверти века, до самой смерти святителя. У Варлаама имелось много сторонников среди высокопоставленных церковных и государственных людей. Даже Патриарх Константинопольский Иоанн поддерживал его лжеучение. В борьбе с еретиками святителю Григорию пришлось пережить много скорбного, много гонений и преследований. Пережил он и тюремное заключение и, самое страшное из всего, — отлучение от Церкви. Однако итогом его многолетней борьбы стало полное торжество истины. На нескольких созванных церковных соборах богословие святителя Григория было признано истинным и православным, а учение Варлаама осуждено как ересь и предано анафеме. Варлаам с позором уехал из Константинополя в Италию, где римский папа сделал его католическим епископом. Святой же Григорий был возведен на архиепископскую кафедру города Фессалоники, где продолжал писать сочинения в защиту православия до самой смерти.
Блаженная кончина святителя Григория последовала 14 ноября 1359 года. Спустя девять лет он был причислен к лику святых на Константинопольском соборе при Патриархе Филофее, который написал житие и службу святителю.
Церковь Христова отвергла ересь Варлаама, закрывающую небо от человека и делающую Бога недоступным для него. Учение же святителя Григория приняла и исповедует даже до настоящего времени. Без Благодати нет и не может быть ни истинной праведности, ни освящения, ни спасения. Человек, не стяжавший Благодати, не может оправдаться перед Богом, но является перед Ним бесплодным и непотребным. Преподобный Макарий Египетский говорит так: "Как в нашем мире, если кто-нибудь обнажен, то это является для него бесчестием, и все люди, даже и друзья, и родные отвращаются от него, так и в Небесном Царстве, если кто не облечен в одежды Святого Духа, то Бог отвращается от него, и бывает он покрыт великим стыдом и бесчестием…"
Потрудимся же, братия и сестры, приобрести Благодать Божию, чтобы облечься нам в небесные одежды Святого Духа. За молитвы святителя Григория и всех святых. Аминь.