Игумены Святогорской обители. Диссертационное исследование прот. Михаила Иванова
Информацию об игуменах Святогорской обители собрал в своей диссертации о Свято-Успенском Святогорском монастыре протоиерей Михаил Иванов. Предлагаем вам фрагмент из его исследования.
Источник: сайт храма Казанской иконы Божией Матери в Пушкинских Горах
«Святогорские игумены и архимандриты XIX – нач. XX вв. – в основном псковичи. Большинство игуменов происходили из духовного сословия и обучались в духовных учебных заведениях, некоторые из них были преподавателями и имели богословские степени.
Мотивом занять должность настоятеля Святогорского монастыря для некоторых игуменов являлась близость родительского дома, возможность бывать у родных или посещать их могилы. Так, игумены Моисей и Петр (Лавров) были родом из ближайших к Святым Горам населенных пунктов.
Не многие из настоятелей были погребены в обители. Как правило, поступая в монастырь в порядке перевода из другой обители, по окончании настоятельского послушания игумены возвращались в родную обитель, где принимали ранее постриг, или избирали для своего пребывания другой монастырь. Некоторых настоятелей церковное начальство перемещало в иные монастыри, поручая более ответственное послушание, отправляя на исправление или на покой.
Игумены Созонт (Заклинский), Моисей, архимандрит Геннадий, архимандрит Вонифатий, игумен Иоанн (Мазя), игумен Кирилл (Славтовский) завершили путь своего служения Церкви в Святогорской обители и были погребены на монастырском кладбище.
С 1833 г. некоторые настоятели могли носить сан архимандрита. Первым архимандритом был Геннадий, широко известный в наше время тем, что совершил погребение великого русского поэта А. С. Пушкина по его завещанию на родовом кладбище за алтарем Успенского собора.
Прибавление к Духовному регламенту ограничивало монашеские постриги до 30 лет, также запрещены были постриги из воинского звания, постриги крестьян без воли помещика, постриги детей без их воли по обету родителей, постриги супругов, кроме их взаимного согласия. Были ограничены постриги неграмотных.
Также Прибавление вводило общежительный порядок в обителях. Святогорский монастырь в XVIII — нач. XX в. так и не стал общежительным, как и многие русские обители. Братия имела «общую трапезу», на что указывает в 1899 г. игумен Иоанн (Мазя) и ряд архивных отчетов начала XIX в.
Ограничительные меры правительства приводили к сильному ослаблению монашества. На реставрацию и строительство в обителях правительство периодически выделяло денежные средства, что позволяло сохранять архитектуру и постройки, а вот восстановить численность слабеющих монашеских общин было чрезвычайно трудно.
Как будет показано ниже, все вышесказанное в полной мере справедливо и для Святогорской обители. Задача сохранения монашествующей братии была основной для настоятелей обители в XVIII — нач. XIX в. Неизвестно, как воспринял вводимые в начале XVIII столетия ограничения игумен Иосиф (Сеевич), правивший монастырем. Возможно, в связи с тем, что игумен был известен при царском дворе, и в 1721 г. даже планировалась его командировка в Мекленбург для сопровождения великой княжны Екатерины Иоанновны, он дипломатично не высказывал своего отношения к реформам или оценивал их положительно.
При увольнении от должности настоятели, как правило, получали соответствующее содержание и могли выбрать монастырь для проживания. Интересным фактом является зависимость суммы содержания уволенного на покой настоятеля от класса выбранного для жительства монастыря. Примером может служить увольнение святогорского игумена Вениамина III (1762–1780 гг.) от должности на родину в Черниговскую епархию. Правящему архиерею игумен пояснил, что не может исполнять обязанности «из-за припадков болезни» и просился на покой с освобождением от всех послушаний. Прошение было удовлетворено с назначением жалования 75 руб. Отец Вениамин был направлен в Троицкий Черниговский монастырь. Вскоре игумен попросил об увеличении порции питания вдвое «противу брата». Коллегия экономии согласовала усиленное довольствие, а Синод, рассмотрев обстоятельства, «определил» ему в Троицком монастыре пристойные келлии, служителя, потребное содержание из кружечного и другого дохода «с рассуждением заслуг его против трех иеромонахов», но так как игумен по своему желанию покинул штатный монастырь, решено было денежного жалования ему не производить. Понятно, что братия Троицкого монастыря не была рада уменьшению своего собственного содержания в пользу прибывшего игумена, и уже 30 апреля 1781 г. отец Вениамин, пользовавшийся поддержкой местного епископа, направлявшего его прошения об увеличении содержания по инстанциям, становится настоятелем Клюсовского Преображенского монастыря Черниговской епархии, заместив умершего игумена Арсения. Так, неожиданно уволившийся игумен вновь занял руководящий пост.
В молодости игумен Вениамин обучался при типографии Киево-Печерского монастыря. С данным фактом исследователи Е. Н. Иванова и Е. А. Ступина связывают появление при данном настоятеле уникальной гравюры с видом Святогорского монастыря и его построек. Одно из первых изображений монастыря позволяет судить о растительности Святой горы, архитектуре и расположении храмов древней обители. Масштабные строительные работы в обители и реставрация иконостаса Успенской церкви также проходили под надзором данного настоятеля. Игумен Созонт (Иванов), который значится у игумена Иоанна (Мази) в описании Заклинским, правивший в 1780–1789 гг. успел продолжить реставрацию построек и храмов обители, начатую предшественником. Подробнее его деятельность будет освещена в соответствующих главах».
Ознакомиться с полным текстом диссертационного исследования протоиерея Михаила Иванова, настоятеля приходской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в Пушкинских горах, вы можете на сайте храма по ссылке: http://pushgory.net/content/view/441/2/
Протоиерей Михаил Иванов