25 февраля 2024 года. Проповедь иеромонаха Саввы (Овчинникова) в Неделю о мытаре и фарисее
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Начинаются, братья и сёстры, Недели, воскресные дни, подготовительные к Великому Посту, когда мы вновь и вновь уже много лет слышим притчи Господа Иисуса Христа, которые настраивают нас на верное, правильное душевное состояние, душевное направление, в котором мы должны пребывать.
Сегодняшняя Неделя – о мытаре и фарисее. Мы слышали вновь притчу Господа, которую Он сказал тем людям, как в Евангелии написано, которые считали себя шибко праведными и уничижали своих близких, считая себя выше них, как некий фарисей вошёл помолиться в храм и молился так: «Господи, я пощусь два раза в неделю, отдаю десятину в храм, как это положено делать, и благодарю Тебя, Господи, что я такой вот хороший и не такой грешный, как прочие люди, как вот этот мытарь», который стоял в самом конце храма, в притворе, бия себе в грудь, и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», потому что ничего хорошего он в себе не знал, своих дел.
Вообще, мытари как-то в Евангелии часто упоминаются. Мы даже знаем, что один апостол и ближний друг Господень – апостол Матфей – был мытарем. Когда он «сидел на мытнице», то есть собирал налоги своего народа в пользу Римского государства, Господь ему сказал, проходя мимо: «Иди за мной». Он встал и пошёл, стал апостолом. Так всё просто в духовной жизни бывает. Мытари – это такие особенные люди, которых ненавидели правоверные евреи, потому что они трудились в пользу чужого государства, презирали их. Мытари, кроме того, ещё и себе брали какую-то часть налогов, присваивали часть денег, воровали. Вот этот мытарь стоял в конце храма, не знаю, если помнил свои согрешения, бил себя в грудь: «Боже, милостив буди мне, грешному», и Господь оправдал более мытаря, оказывается, чем фарисея.
В чём же должна состоять наша праведность, братья и сёстры? Праведность наша в христианском понимании в том, чтобы мы были причастны к правде. Сам по себе человек не может очиститься от страстей, от грехов, от той болезни, которая называется грехом, которая в нас сидит во всех. Это дело Божие – очистить человека, приобщить человека к своей Божественной природе. В этом наша правда и очищение, оправдание. Не в том, чтобы Бог просто закрыл глаза на наши грехи, нет, а в том, чтобы грехи эти исцелить. Грех – это болезнь, которая в нас сидит, а наша воля, добрые дела, которые мы должны делать, – это то условие, при котором это исцеление может совершиться.
Бывает такой соблазн: ну ладно, раз Господь мытаря оправдал, будем грешить и, как мытарь, будем стоять в конце храма: «Да, Господи, грешны, прости нас… Мы такие вот слабые, грешные…» И как будто мы спасёмся, Господь нас оправдает, как мытаря оправдал... Ничего подобного! В песнопениях этого дня, Недели о мытаре и фарисее, в каноне, который вчера читался, там так и говорится: будем подражать добродетели фарисея, который делал то, что делать надо, он должен это был делать, но не это есть то, что спасало фарисея. Спасает человека Сам Бог, Живой, а не добрые дела, которые мы делаем. Так вот надо подражать доброделанию фарисееву, делать то, что мы обязаны делать и должны делать, добрые дела, любить ближнего своего, не только словами, но и делами, не огорчать Господа Бога, хранить душу свою от злых, хульных всяких, дурных помыслов, мечтаний, настроений, намерений, но должны помнить, что не это нас спасает, а спасает нас Живой Бог, Который в нас должен жить и действовать. Для этого нужно покаяние мытаря, смирение мытаря: «Господи, да это не моё всё, я сам не могу спастись никак, даже если я буду кристально чист, но без Бога спастись никак невозможно».
Надо, чтобы в голове у нас постоянно были эти две истины: мы должны делать то, что должны делать, но не это нас спасает, а благодать Божия, которая очищает и освящает, приобщает нас к правде, а правда есть Бог. Мир, правда, святость и свет есть Бог.
И другой момент: порок фарисея в чём был? В том, что он осуждал и уничижал ближних своих. Притча о мытаре и фарисее как раз об этом нам и назидает: смотрите, фарисей, по-видимому, человек праведный, патриот своего отечества, кстати, нравственно чистый человек, как мы видим, непорочен во всех делах мирских, вот он такой честный, да, а пред Богом оказался не так угоден, как мытарь, который, по-видимому, был совсем не патриот, потому что трудился в пользу не своего отечества, который был презираем, потому что воровал, и вообще был нравственно падший человек, а вот Господь судил иначе.
Вот спроси нас, к какому из людей больше расположится наша душа. Казалось бы, по-человечески, конечно, к патриотически настроенному, нравственно чистому, такому вот правильному, доброму, да? А кто знает, что в сердце человека? Один Бог знает, что в сердце человека, поэтому часто мы, братья и сёстры, очень обманываемся, видим одно в человеке, а на самом деле там вообще другое. Поэтому Господь не заповедал нам судить: «Не судите, да не судимы будете! Не осуждайте – неосужденны будете. Какою мерою мерите – возмерят и вам, каким судом судите – вам судьи судить будут таким же судом» (по Мф. 7:1,2).
Господь в другом месте говорит: «Не судите на лица» (Ин. 7:24), то есть не судите по внешности человека, «судите судом праведным» (там же). Кто из нас может видеть душу человека, чтобы судить его праведно? Никто. Поэтому что мы можем сделать для ближнего – это заповедь о милости. Надо миловать ближнего. Если мы видим какие-то пороки, надо вспомнить свои пороки: «Господи, и он болен, и я болен, помилуй нас и спаси!» Если видим доброе, будем подражать доброму. Таким образом стяжав правильное настроение, правильно выстроив свою внутреннюю душу, свои приоритеты жизненные, в таком состоянии мы можем быть открыты для Бога, открыты для Господа.
Я желаю всем вам и мне в том числе, чтобы мы, читая эти притчи Господа, назидаясь, делали выводы для себя. Время-то идёт. Порой так бывает, что годы проходят, а ничего не меняется у нас. Надо хотя бы делать попытки. Да, делать попытки и то время, которое нам дано для освящения, для приобщения к Богу, надо его использовать с пользой для себя, с пользой для ближних. Аминь.