18 февраля 2024 года. Слово иером. Пахомия (Сапёлкина) в Неделю о Закхее
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день Святая Церковь именует Неделей о Закхее. С этой недели мы начинаем готовиться к Великому Посту, т. е. более усердно начинаем настраивать свои ум и сердце к духовному трезвению и покаянию. История о Закхее, которую сегодня мы слышали в евангельском чтении, как раз побуждает нас размыслить о том, как сердечная простота и покаяние открывают человеку новую жизнь. Жизнь в примирении с Богом.
Закхей был иудеем, жил в Иерихоне, по роду занятия – мЫтарь (или мытАрь, по-церковнославянски). Говоря современным языком – сборщик налогов, или налоговый инспектор. Ещё о нём сказано, что он был "начальник мытарей и человек богатый". Можно сказать, что он был начальником налогового управления, т. е. довольно крупным чиновником. Но Иудея в то время была колонией Римской империи, и налоги собирались в римскую казну, а не на нужды еврейского народа. Т. е. сборщики налогов находились на службе у оккупационной власти. Это делало их предателями в глазах соплеменников. К этому прибавлялись лихоимство и сребролюбие самих мытарей, и поэтому в народе относились к ним с презрением и порой даже с ненавистью. Клеймо позора ложилось не только на самого Закхея, но и на весь его дом, на всю семью. Следует добавить ещё, что Закхей был мал ростом, и это только усугубляло чувство неприязни к нему у окружающих.
Так вот, этот небольшого роста, но влиятельный и одновременно презираемый человек узнаёт, что Великий Пророк Христос, Который проповедует, совершает чудеса и исцеления, идёт через Иерихон. Ему нужно увидеть Христа (и ещё важнее быть увиденным Им, хотя, скорее всего, он и не осознаёт этого). И это желание возникает в нём не от любопытства, как у других. Это Божие призвание! Евангелие говорит о Закхее: "…Искал видеть Иисуса, кто Он...", т. е. Тот ли это, Кого ищет и ждёт истерзанная грехом совесть? Тот ли это Человек, Который сможет дать истинную надежду и спасение? Тот ли, после встречи с Которым начнётся новая жизнь – жизнь в примирении с Богом?
Он "...искал видеть Иисуса, ...но не мог за народом" – говорит дальше Евангелие – "потому что мал был ростом и, забежав вперёд, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо неё". Человек, занимающий такое высокое положение в обществе, которого хоть и не любили, но побаивались, вдруг, как мальчишка, залезает на дерево, забыв о важности и солидности, не думая о том, что он смешон, и что над ним потешаются люди. Странное и не совсем адекватное поведение. Но именно в этом и проглядывают цельность личности и смирение Закхея. Смирение, потому что не стал, будучи важной персоной, расталкивать людей, чтобы выйти вперёд, как сделал бы другой на его месте. И цельность личности, потому что, невзирая на неприязнь и насмешки окружающих, осуществил задуманное таким в общем-то комичным способом.
Далее сказано: "Иисус, когда пришёл на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошёл и принял Его с радостью".
Услышанное вызывает недовольство и удивление окружающих: "И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашёл к грешному человеку". Чем же так выделяется перед Богом этот маленький и, мягко говоря, непопулярный в народе человек? Ведь многие из знатных и уважаемых людей считали более достойным принять Христа у себя. Так что же в этом человеке так привлекло Божие внимание?
В Евангелии о нём сказано совсем немного, и нет ни слова о его праведности. Но все его действия и поступки говорят о высочайшем напряжении его духовной жизни и чаянии Правды Божией: Мы слышим: "искал видеть", "забежав вперёд, влез на смоковницу"...Он ведёт себя, как ребёнок. Отбросив все комплексы и подчиняясь властному велению сердца, устремляется к Тому, Кого так долго ждала его истерзанная грехом душа. И наконец, кульминацией его духовного переживания звучит покаянное: "Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Закхей возглашает это без малейшего побуждения со стороны Христа. Самое важное уже произошло в его душе. Слова эти как бы переплёскиваются через край его сердца. Сердца грешного человека, очищенного покаянием и преисполненного благодати.
И Господь, как-бы оглашая важность и действенность произошедшего, отвечает: "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее".
Мы все с вами имеем представление о покаянии в таинстве исповеди и понимаем это как признание и перечисление своих грехов и следующее за этим воздержание от их повторения. И это далеко не худший вариант. Бывает, что т. н. "покаяние" состоит из жалоб на свою многоскорбную и тяжёлую жизнь, перечисления обид и несправедливых унижений от близких с осуждением их и неизменным самооправданием. Т. е. человек приходит на исповедь, чтобы, покаявшись, получить прощение и быть оправданным от Христа, а сам, оправдываясь, отметает милосердие Божие. Сам себя милует, сам себя прощает. Такое покаяние правильнее будет назвать – "бесОм радование", и это почти не лечится...
По-гречески «покаяние» – метанойа. Буквально: изменение, перемена образа мыслей, ценностей, смысла жизни, если угодно. И это более полное и точное определение того, что должно происходить с кающимся человеком.
Если выразиться современным языком, Евангелие даёт нам духовно-нравственную навигацию к главной цели нашей христианской жизни – в Царство Божие. И покаяние здесь – как пересчёт маршрута, как разворот в направлении нашего движения. Ведь если мы не возьмём верное направление, мы так и будем блуждать, так и останемся "народом, сидящим во тьме".
К большому сожалению, далеко не все из нас, людей церковных, понимают необходимость действенного, меняющего наше мироощущение покаяния. Можно и 10, и 30 лет ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но так и не сделать ни единого шага в направлении к Богу. Как сказал один протоиерей, "мы можем щекотать своё религиозное чувство, но чтобы стать настоящим христианином, этого недостаточно" ...Религиозное чувство имеют все, не только мы, христиане, но и мусульмане, иудеи и язычники. Даже у безбожников оно сублимируется из веры в самоуверенность, веру в идеологию, материальные ценности или другого человека. Как и прочие наши чувства (зрение, слух, обоняние и проч.) религиозное чувство нуждается в удовлетворении, что и происходит, когда человек выполняет обряды и правила, предписанные его верой. Но христианство – это не только и не столько религия... Это путь обОжения человека, облечения в Христа, как пишет ап. Павел. Христианин назначен к богоподобию Самим Господом. Читаем в книге псалмов: "Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете", по-русски: Я сказал: вы боги и сыны Вышняго все. Но вы умираете, как человеки, и падете, как всякий из князей"; здесь, напоминая о высочайшем предназначении человека, Господь обличает отпадение иудеев.
Если человек не положит доброго начала в покаянии, то ни о каком обОжении лучше не заикаться. Такой человек кровяное разгорячение и паралич совести принимает за действие благодати, а самоуверенность и лестное мнение окружающих за духовный рост. Это путь к краю пропасти...
А как же мы можем определить правильность или ложность духовного развития? Это несложно сделать. Господь говорит: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня". Для нашего времени сюда ещё можно добавить: друзей, родину, власть, хобби и т. п.
Вот критерий нашего соответствия христианскому званию. Если в нас живёт эта любовь, значит, мы Божьи люди. Это значит, что покаяние вернуло нас в стадо овец Христовых, и по своему неложному обещанию Господь не постыдится назвать нас своими.
А как же любовь к ближнему, спросите вы? Вторая заповедь? Дело в том, что исполнение первой заповеди (о любви к Богу) неизбежно влечёт к исполнению второй (о любви к ближнему). Если в человеке живёт любовь Божия, она овевает и его близких. Иоанн Богослов пишет так: "Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец". Сердце лжеца не может любить Бога, как и сердце, любящее Господа, не сможет замкнуть это пространство любви от своих близких.
Дорогие братия и сестры, мы с вами просвещены светом учения Христова, но не будет лишним заглянуть внутрь себя, чтобы удостовериться, что покаяние открыло доступ Божией благодати в наше сердце. И верным признаком действия благодати будет не комфортное самодовольство и не слепая тоска. Это будет ясное понимание того, что любовь и долготерпение Божие обязывают нас с молитвой и вниманием хранить наши ум и сердце от скверны греха. А так как это у нас редко когда получается, то покаянием омывать наши "внутреннее сткляницы". И пусть история встречи Закхея со Спасителем станет для нас духовным упражнением на начало пути к четыредесятнице Великого Поста. Будем творить дела веры и милосердия. Будем в духовной бодрости для исправления и избавления от греха призывать помощь Божию. Ибо "взыскать и спасти погибшее", т. е. нас с вами, и пришёл в этот мир Господь Иисус Христос. Ему же слава во веки вечные. Аминь.