15 февраля 2024 года. Сретение Господне. Слово иеромонаха Александра (Гандау)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Сретение Господне. Праздник этот, хотя и установлен в честь встречи Господа с ветхозаветным праведником Симеоном и пророчицей Анной, посвящён Богоматери. По древнему ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящён Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву – кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца, принести Ему в жертву то, что она могла Богу пожертвовать.
Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод 70-ти толковников. Церковь хранит память о Симеоне как одном из этих толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова. Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то усомнился и, решив подчистить текст, взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста; но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрёт, пока сам не увидит то, в чём усомнился.
Симеону было много лет, и, наверное, он устал от жизни. И когда Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, то, движимый Духом Святым, он пошёл Ей навстречу и произнёс те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое» (Лк. 2:29-30). И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнёс другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (Лк. 2:34-35)» – удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.
Это восстание и падение происходит даже до сегодняшнего дня, и пророчество Симеона сегодня так же реально осуществляется в жизни, как то было и в древности. Почему же происходит такое, казалось бы, странное явление – Бог пришёл в мир, стал Человеком, явил множество чудес, воскрес из мертвых, основал Церковь, которую не могут одолеть врата ада (см. Мф. 16:18) – и тем не менее, многие люди не принимают Спасителя, не верят в очевидный факт Воскресения, не признают таинственной силы действия Духа Святого в жизни Церкви, остаются нечувствительными к церковной проповеди? И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Спасителя, но восстал с Ним и в прямом, и в переносном смысле слова, пройдя через многие страдания, утверждая веру в то, что Родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира. Это утверждение никогда не было простым – ни в самом начале бытия Церкви, ни в течение всей истории, ни в наше время. Но через это утверждение мы восстаём вместе со Христом и мы воскреснем в жизни вечной в Царствии Божием.
Ну а почему же праздник богородичный? А потому, что в словах, обращённых к Деве Марии, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей, Молитвенницей за нас: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец». Оружие прошло сквозь Её душу – страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного сына. Сердце Матери, наверное, разрывалось от этой страшной боли, сопоставимой с физической болью распинаемого Спасителя. Но эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец.
И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой, надеждой, силой духовной обращается к Ней. Она прозревает наши мысли, Она прозревает нашу внутреннюю жизнь, Она знает, что нам действительно нужно, а что нет. Через то страшное страдание открылось у Неё особое зрение, в поле которого входит весь человеческий род, вся Церковь. Потому мы и называем Ее Матерью Божией и Матерью всех верующих, Матерью Церкви. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о Её подвиге, о Её вере, о Её смирении, о Её любви, о Её прозрении наших помыслов.
В этом смысле праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных прздников. Он был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвящённых этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.
Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения Пресвятой Богородицы совершить великий крестный ход и торжественное празднество, и моровая язва остановилась.
Это событие, которое так перекликается со словами старца Симеона «откроются тебе помышления многих сердец» – то есть откроются тебе сердца человеческие, с их болью и страданиями, – и закрепило в церковной истории празднование Сретения Господня как великого двунадесятого богородичного праздника.
Вспоминая это событие, мы должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстаёт со Христом, или среди тех, для кого Он – предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Божией Матери, способной через Свои страдания реально видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву. И пусть сей праздник подвигнет нас к ещё более бережному хранению священной памяти об этом событии, а также о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть Предстательницей и Молитвенницей о всех нас. Аминь.