11 февраля 2024 года. Слово иг. Василия на Евангельское чтение и память сщмч. Игнатия Богоносца
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляем вас с воскресным днём, благодарим вас за ваши святые молитвы на Божественной литургии, на которой сегодня мы слышали два евангельских чтения: одно евангельское чтение о хананеянке и второе – святому сегодняшнего дня священномученику Игнатию Богоносцу.
Для нас важно осознавать, что мы с вами призваны Господом идти вслед Него. Это великая милость Божия, это наше блаженство, и мы, взяв крест, идём вслед Господа. Об этом нужно всегда помнить. Если бы Господь нас не призвал, мы никогда бы не пришли в храм Божий. Идя ко Господу, мы слушаем сегодняшнее Евангелие о хананеянке, которая была иноплеменницей, то есть она была не израильтянкой, она была не из рода Авраама, но она услышала, хоть и иноплеменница, что появился в Палестине такой человек, который творит всякие чудеса, а у неё была дочь, которую очень жестоко мучил бес. Она пошла, движимая материнской любовью, к этому Человеку попросить его, чтобы Он помог её дочери. Когда она подошла, Господь был окружён толпой народа, и она кричала: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня! Дочь моя жестоко беснуется», но Господь ничего не отвечал ей.
Это похоже на то, как мы с вами идём к Богу, молимся Богу, говорим: «Господи, помилуй нас! Помоги нам! Сделай это или что-то ещё…», но, как нам кажется, Господь нам ничего не отвечает. Дальше, когда хананеянка кричала, не отступала, просила, ученики сами сказали: «Господи, ответь ей, потому что кричит она», но Господь ответил им: «Я прислан к чадам израилевым».
Так порой и нам кажется, что как будто я молюсь Богу, Который есть, я в это верю, но вот есть избранники Божии, которые молятся, которые совершают чудеса, которые переживают что-то духовное, но это не я, и Господь на меня не обращает никакого внимания. Но всё-таки хананеянка пробилась к Господу, подошла к нему и уже как бы напрямую сказала ему: «Помоги мне!» И Господь ей отвечает: «Нехорошо отнять хлеб у детей и отдать его псам».
И нам тоже часто, может быть, кажется, что Господь говорит нам: «Я живу во святых своих, а ты кто такой, грешник?» Но хананеянка, услышав такой ответ, который знаком каждому из нас. Как она ответила? Она Ему ответила так: «Господи, но ведь даже и псы едят от крупиц той пищи, которую ты подаёшь своим детям». И тогда Господь сказал ей: «Велия вера твоя» – великая вера твоя – Он её похвалил, Он её утешил и сказал: «Иди в мире».
Эта кажущаяся жёсткость Господа относится к каждому из нас, и каждый из нас в какой-то мере это пережил. Когда проходит время и мы вырастаем и сами уже становимся отцами, родителями, и, вспоминая своё детство, мы с большой благодарностью вспоминаем о родительской строгости к нам, что они не на каждое наше прошение отзывались, исполняли любую нашу прихоть, и нам казалось, что они жестоки. В этом был промысл Божий, и поэтому будем помнить об этом евангельском чтении, дорогие отцы, братья и сестры, чтобы оно легло в наше сердце и чтобы мы поступали подобно хананеянке, а если нам предстоит воспитывать детей, то мы бы поступали мудро, подобно Христу.
Второе Евангелие мы сегодня слышали в память священномученика Игнатия Богоносца, который тоже шёл за Господом, и Церковное Предание говорит о том, что он назван Богоносцем по двум причинам: первая – потому что он был тем самым евангельским младенцем, когда Господь проповедовал окруженный толпой, Он взял его, обнял и сказал: «Пока не умалитесь, как дети, как этот, не войдёте в Царствие Божие». Потом, когда Игнатий Богоносец уже стал взрослым, когда он принял святительский сан (он был вторым епископом Антиохии во времена гонений на Христа), когда римские императоры приговорили его к смертной казни, его повели в Рим для того, чтобы вывести в Колизей и отдать на съедение львам. Он шёл туда вслед за Господом. Некоторые святые отцы называют Игнатия Богоносца как бы отцом Иисусовой молитвы, потому что, когда его уже вводили в Колизей, он всё время говорил: «Господи Иисусе, Господи Иисусе» и даже чуть раньше, когда римские христиане встретили его, он был известен в церкви первый, и они уговаривали его (видно, они имели такую возможность отвратить от него этот смертный приговор), они говорили ему об этом, и он, со своей стороны, их упрашивал: «Я прошу вас, не делайте этого, я, как пшеница, иду быть перемолотой зубами зверей, для того чтобы войти в житницу возлюбленного моего Господа Иисуса Христа». Когда они приводили ему какие-то человеческие доводы, что «ты полезен, ты нужен Церкви, давай мы это сделаем», он говорил: «Сердце моё распято, в сердце моем нет огня, который любит вещество», то есть в сердце его был тот огонь, который Господь свёл с неба, о котором говорил Сам Господь. Когда он шёл уже на саму казнь в Колизей и всё время повторял имя «Господе Иисусе Христе», воины, которые вели его на казнь, спросили: «А что ты всё время говоришь и называешь это имя?» – он сказал им: «Я не могу не говорить это имя, которое написано на моём сердце. Оно написано в моём сердце, моё сердце живёт им, а уста говорят об этом». Когда он был приведён в Колизей, когда его растерзали львы, то так промыслительно получилось, что сердце его осталось нетронутым. Оно лежало рядом с его растерзанным телом, и воины, которые слышали это, взяли его, разрезали и увидели там, в этом сердце, золотые буквы: «Иисус Христос».
Конечно же, это второе чтение относится к нам, современным христианам, через слова святых отцов, как говорил, например, преподобный Серафим Вырицкий: «В последние времена удобно будут спасаться те, кто привыкнет говорить Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Дальше преподобный Серафим говор, что это не значит, что нужно достигать каких-то, как нам кажется, духовных высот созерцания или какой-то меры. Нет, сначала просто говорить часто, как можешь, а потом всё остальное сделает Господь. Он говорил это именно по отношению к нам, христианам, живущим в последние времена, поэтому, дорогие братья и сестры, сегодня здесь после Божественной литургии мы говорим о том, что каждый из нас хочет спастись, каждый из нас идёт в Царствие Божие и в этом в помощь нам дана Иисусова молитва. Будем привыкать к ней, стараться говорить её чаще. Идём ли мы куда-то, на работу или ещё куда-то, укладываем ли спать детей, умываемся ли мы утром, будем говорить эту молитву, и, Бог даст, мы к ней привыкнем, и жизнь наша будет меняться. Может быть, не сразу, конечно, как было с хананеянкой, которой казалось, что Господь отвергает её, но никогда мы об этом не пожалеем.
Спаси, Господи, вас за ваши святые молитвы, причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн. Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!