11 декабря 2022 года. Память сщмч. Серафима Чичагова. Проповедь иером. Пахомия (Сапёлкина)
В день памяти священномученика Серафима Чичагова за Божественной литургией с пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин):
Во имя отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, в этот воскресный день, святая Церковь чтит память священномученика Серафима Чичагова. Многие из нас слышали о нём как об авторе "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", но не многие знакомы с жизнеописанием владыки. Вот краткое житие священномученика Серафима:
Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876–1877 годов. По возвращении с фронта в Петербург он знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским и становится его духовным чадом. В 1879 году сочетается благочестивым христианским браком с Н. Н. Дохтуровой. В 1891 году выходит в отставку с воинской службы и в 1893 г. по благословению Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Служит в разных храмах Москвы.
В 1895 году умирает его жена. В это время он начинает работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составляет акафист преподобному. В 1905 году он епископ Сухумский. С 1906 по 1912 годы был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917–1918 годов, где возглавлял отдел «Монастыри и монашество».
В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году уже в сане митрополита сослан в Архангельскую область. Несколько лет прожил в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей. В 1928 году был возвращён к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру. В 1933 году был уволен на покой и жил последние годы под Москвой.
В 1937 году его арестовали и на носилках доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года митрополит Серафим был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.
Владыка писал иконы. Чудесный образ Спасителя его работы находится в московском храме Илии пророка. Митрополит Серафим – старший по сану архипастырь из расстрелянных в Бутове, первый бутовский священномученик, причисленный к лику святых. Священники и прихожане Бутовского храма ощущают его особое покровительство над этим удивительным местом. Икона священномученика Серафима здесь мироточит.
А теперь я хочу поделиться с вами замечательным словом владыки Серафима, которое вполне актуально и назидательно и в наше непростое время.
«Слово о современном мученичестве
Господь наш Иисус Христос сказал: Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! То есть, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 11–12).
Некоторые могут подумать, что наставление Господа не страшиться ненависти не относится к ним и дано совсем не для наших времён и обстоятельств. Мы не живём ныне, скажут они, среди врагов и гонителей христианства, как жили первые последователи Христовы; мы живём христиане между христианами; мир, который некогда ненавидел христианский род, в продолжение времен сам переродился в мир христианский.
Выслушаем же, возлюбленные, что говорит по этому поводу великий святитель митрополит Филарет Московский. "Так, – говорит он, – мир действительно побеждён, однако не уничтожен, он ещё жив и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы или стараются быть таковыми. Мир, побеждённый верою, плененный в её послушание, допущенный по сему в область её, неприметно внес в неё с собою и распространил в ней свой собственный дух; таким образом, сей враг Христа и христианства очутился в пределах самого христианства, прикрывшись именем христианского мира, он действует свободно и учреждает себе мирское христианство; старается обратно переродить сынов веры в сынов мира, сынов мира не допустить до возрождения в истинную жизнь христианскую, а на непокорных ему вооружается ненавистью, лукавством, злословием, клеветою, презрением и всяким оружием неправды".
Те, которые истинно Христовы и желают убедиться, как ненавидит мир и ныне, всегда это могут испытать на себе. Чем они будут совершеннее и приметнее для мира, тем скорее возбудится ненависть. Пусть они обратятся к премудрым и разумным века сего, например, с учением о премудрости Божией, или о повреждении человеческого естества, или о внутреннем человеке, или о жизни созерцательной, или о действии Святого Духа. Чем они будут глубже излагать это бесконечно глубокое учение, тем разумные будут менее разуметь его и тем скорее, будучи уверены в превосходстве своего ума, они презрят их как опасных учителей. Пусть кто-либо из состоятельных отважится с полной христианской решимостью отвергнуть пышность и роскошь, забавы и зрелища, раздать имение нищим, решиться жить исключительно Церковью, какими уязвляющими взорами будут люди преследовать этого беглеца. Сколько стрел оскорбительного остроумия на него посыплется! Нет сомнения, что найдутся люди, которые усомнятся в его здравомыслии потому только, что он решился мыслить и поступать по-христиански, не применяясь к миру и его ложным понятиям.
Но, может быть, ненависть мира не есть ещё мученичество? В таком случае определим, что значит поносить за веру и верность Христу? Это значит бранить, насмехаться, издеваться, как поносили Самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся, и как смеялись над Ним, когда Он висел на Кресте для спасения людей. Что значит быть изгнанным за правду? Это значит быть лишенным общения с людьми, преследованным, угнетенным. Под правдою надо разуметь всякую добродетель, а гонителями её бывают люди, преданные греху и нечестию.
Так как ревнители благочестия и добродетели служат им обличением, то они делаются нетерпимыми. Св. Апостол Иоанн пишет, что всякий делающий худые дела ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3, 20). Это ли не мученичество – подвергаться брани, насмешкам, издевательствам, быть лишённым общения с людьми, испытывать преследования, угнетения, лишаться средств к существованию, повергаться в нужды, беды, болезни? Это ли не медленная смерть, не тиранство, не терзание, которыми обусловливается мученичество? О существовании мученичества можно судить и по страху, который имеют некоторые люди к ненависти мира. Они угождают миру из малодушия и чтобы не подвергнуться этой ненависти. Люди, которые кажутся основательными и благоразумными, позволяют себе совершать дела легкомысленные и житейские, желающие быть честными людьми допускают себе впадать в дела бесчестные. Подчинённые, боясь потерять расположение начальников, подражают их дурным поступкам.
Чтобы понять, почему это так делается, почему мученичество современно нам, надо вникнуть в вопрос, кто эти мучители. Действительно, кто может среди самого христианства воздвигать вражды, раздоры, смятения, ненависти, гонения? Тот, кто наполнил первые века христианскими мучениками. Тот, который не давал покойного дня в жизни столпам Православной Церкви, кто терзал Василия Великого, Григория Богослова; кто несколько раз изгонял Афанасия, заточил Златоуста. Кто же производил и производит такие ужасы, как не мир, некогда побежденный верою нашею, но потом – о горе и бесславие христианству! – нередко побеждающий в нас веру нашу, не по её немощи, но по нашему расслаблению и малодушию...
Вси хотящии благочестиво жити о Христе Иисусе, гоними будут, – говорит св. Апостол (2 Тим. 3, 12). Следовательно, гонимы будут все истинные христиане до скончания века; будут страдать от скорбей, печалей, искушений, клеветы и бедствий. Мы не должны смущаться таким порядком вещей. Человеку, который борется со злом, говорит Златоуст, невозможно не испытывать скорбей. Борцу нельзя предаваться неге, воину невозможно пиршествовать в сражении. Поэтому пусть никто из находящихся в борьбе не ищет покоя, не предаётся наслаждениям. Настоящее время есть время борьбы, сражения, скорбей, воздыханий, есть поприще подвигов. Время покоя будет после, а теперь – время усилий и трудов. Праведники терпят бедствия для их испытания, а грешники – в наказание за свои грехи. Тот, кто знает Священные Писания, как должно знать, не соблазняется ничем случающимся, всё переносит мужественно, иное принимает верою и приписывает непостижимому Промыслу Божию, а для иного видит основания и находит примеры в Писаниях.
Вражда, гонения, мученичество – дело не новое, а потому Христос и учит взирать на это равнодушно, без страха, смятения и говорит нам: Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавидех! (Ин. 15: 18)».
Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа! Аминь.