Строительство монастырской ограды. Протоиерей Михаил Иванов
Свято-Успенский монастырь 1979 - 1980 гг. Фотография из фотоальбома "Земля Псковская". Авторы: Г. Шабловский, В. Мельников
Автор и источник: протоиерей Михаил Иванов, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Монастырская ограда связана с понятиями спасения, изолированности от греха. Ограда монашеской обители - подобие райской ограды, выйдя за которую, человек лишился благодати Божией. Приходящему в Святогорский монастырь сегодня не минуть каменных монастырских ворот и ограды, которою обнесена обитель. Не раз мне приходилось слышать малоправдивые истории экскурсоводов, повествующие туристам о постройке ограды нашего монастыря. Чаще всего упоминалась дата постройки ограды, её оборонительное значение, говорилось, что ограду построили монахи. Ни слова о духовной символике ограждения никогда не говорилось. Особенно странным для меня было слышать, что монахи строили ограду. Размышляя над этим, я представлял себе монахов, которые поднимают тяжёлые камни на стену, а при оглядывании самого грандиозного сооружения мне было неясно, сколько же лет монашествующие провели за этим занятием, ибо ограда была велика. Совсем недавно мои детские вопросы, касающиеся постройки ограды, разрешились в ходе изучения документов Святогорского монастыря, находящихся в Государственном архиве Псковской области. Это массивное сооружение 18 сентября 1794 года подрядились устроить крестьяне Степан Савельев и Степан Иванов из д. Лябино Новоржевского уезда, вотчины Михаила Петровича Ефросимова. По поводу устройства ограды ими был подписан контракт с игуменом Моисеем, содержащийся в деле № 31, оп. 1, ф. 328 ГАПО [*1], где отмечено: «...Подрядились мы в оном Святогорском монастыре вокруг онаго монастыря из готоваго дикого каменья устроить ограды пятьдесят один сажень; во первых, на фундаменте рвы выкопать на пол аршина стену в шириною с низа в два аршина с половиной, а свершить в аршин камне все перестилать медвежьим мхом и песком, и всю вышеписанную ограду укрыть дерном; а за оную нашу работу получить от каждаго сажня по четыре рубля по пятидесят копеек: квартира и дрова чтоб были монастырские, а более нам от монастыря ничего не требовать...». На поле запись: «Вышиною в сажень, верно». Ниже контракта приписано: «По обе стороны башни по сему контракту устроено ограды, 51 сажень уплачено денег за каждой по 4 р. 50 коп. а всего — 229 р. 50 коп...»
Одна сажень — это 2,1336 м, а один аршин — 71,21 см. Таким образом, в системе СИ получим следующие геометрические размеры ограды и объёмы работ:
Данная таблица позволяет примерно оценить трудоёмкость и объём работ по устройству части монастырской ограды и сравнить с современной стоимостью аналогичных работ. Чтобы понять, насколько соответствовала затраченным усилиям оплата обителью крестьянского труда, можно обратиться к расходным монастырским документам за это же время. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год [*3] позволяет оценить стоимость некоторых товаров в 1793 году в Псковском уезде. Итак, в 1793 году Святогорская обитель закупала некоторые необходимые продукты и тратила следующие денежные суммы:
Таким образом, каждый крестьянин, строивший часть каменной ограды монастыря, получил по 114.75 рублей и мог купить на эти деньги примерно по 5 тонн ржи и 7.86 тонн говядины. Мы не учитываем расходы крестьян на проведение работ, но всё же можно предположить, что они получили нормальную оплату.
Необходимо учитывать, что крестьяне устроили лишь седьмую часть монастырской ограды и при производстве работ, как указано в контракте, пользовались готовым камнем, который предоставлял монастырь. Но сбор и доставка дикого камня также является трудоёмкой работой, которой занимались крестьяне окрестных деревень. Монастырь принимал камень по цене 4 рубля/сажень [*1] так, что непонятно, как возможен перевод в СИ этого количества камня, ведь сажень — мера длины. Можно предположить, что это сажень ограды, тогда с учётом известных размеров ограды имеем: 1 сажень ограды ≈ 4 м³ камня и весом порядка 7.5 тонн, а стоимостью в 2011 году в Пушкинских Горах около 20000 рублей. Собирая камень для ограды и построек, монастырь заносил данные в особые учетные тетради [*1]. Действительно, камень был из окрестных деревень, а в документах указаны даже имена крестьян, собиравших камни для ограды. В связи с тем, что эта информация представляет интерес для краеведения и поминовения потрудившихся на благо обители, приведём список деревень, где был собран камень для монастырской ограды и крестьян, выполнявших эту тяжёлую работу для обители. |
Имя работника |
Деревня |
Количество камня, |
Захария Давыдов с соседями |
Бутево |
5 |
Аникия Карпов |
Остахново |
2 |
Федот Патрикеев |
Рахово |
2 |
Кирилл Филиппов |
Подборье |
8 |
Михаил Иванов |
Луговка |
7 |
Терентий Васильев |
Бугрово |
5.5 |
Кузьма Трофимов |
Березино |
2 |
Моисей Иванов |
Кириллово |
4 |
Осип Степанов |
та же |
11 |
Иван Фомин |
Луговка |
2 |
Андрей Андреев |
Клопы |
2 |
Никита Трофимов |
Саблево |
5 |
Амельян Миронлв |
Стеимаков |
5 |
Антон Лазарев |
Сорокино |
8 |
Тимофей Антипов |
Косцыгино |
1 |
Василий Гаврилов |
Губино |
4.5 |
Федор Осипов |
Сермалов |
1 |
Никита Андреев |
Теляково |
2 |
Иван Сидоров |
Поташево |
2 |
Акилла Елизаров |
Корнево |
1 |
Савелий Филиппов |
Мехово |
0.5 |
Кузьма Гаврилов |
Михеево |
1 |
Карп Ермолаев |
Осница |
3.5 |
Филипп Минин |
Верюхино |
5 |
Матфей Павлов |
Авдоши |
1 |
Василий Емельянов |
Тюшкино |
2 |
Стефан Трифонов |
Жарки |
4 |
Антон Самуйлов |
Григорькино |
2 |
Варфоломей Логинов |
Клаканово* |
3 |
Лука Минин |
Гульнево |
2 |
Яков Андреев |
Лабоз |
5 |
Петр Афанасьев |
Лопатино |
2 |
Иван Васильев |
Ракшино |
3 |
Максим Андреев |
Тупицы |
1 |
Всего в 1794 г. вывезено 114 саженей на 456 рублей |
В 1797 г. для строительства фундаментов под кельи и строительства нового крыльца на Святую гору камень возили следующие крестьяне: Еремей Иванов из д. Пухово (2 сажени), Иван Трофимов из той же деревни (1 сажень), Родион Логинов из Клаканова (1 сажень), Анкундин Терентьев из д. Меленки (1 сажень), Конон Патрикеев из Рахова (5.5 сажень), Евсей Леонов из д. Шелюпинка (3 сажени), Антон Лазырев из д. Жуки (3 сажени), Семён Анкиндинов из Кошкино (1.25 сажени), Филат из Бугрова (1 сажень). [*1] Как утверждает Пушкинская энциклопедия «Михайловское», монастырскую ограду начали строить крестьяне Степан Савельев и Степан Иванов, и сведений о других строителях в энциклопедии не имеется [*5]. Однако эти работники, согласно контракту, построили только 51 сажень ограды [*1]. Одновременно с ними трудились и другие работники. Так, «в разные месяцы и числа сего 794-го года выдано подрятчику вотчины покойного графа Потемкина даниловского уезда деревни Свечкина крестьянину Андрею Иванову с товарищам за устроение новоя каменноя ограды за тритцать пять сажен за каждоя по 6 рублей итого двесте десять рублей...»,- сообщает тетрадь учёта денежных средств на постройку ограды. Двадцать саженей ограды построил крестьянин д. Ракшино Осип Иванов с товарищами. Здесь за сажень ограды уплатили по 4 рубля. Всего в 1794 году было устроено 137 саженей ограды, за устройство этого участка уплачено 690 рублей, а со стоимостью камня — 1146 рублей. Крестьянин Степан Савельев, помимо упоминавшейся 51 сажени, в этом же году получил расчёт ещё за 31 сажень и уже по повышенной расценке, по 5.5 руб./сажень. [*1] В работах использовался кирпич, причем изготовление сырого кирпича обходилось обители в 1.5 рубля за тысячу. Было изготовлено 20000 шт. кирпича-сырца. В 1795 году кирпичником Захарием Давыдовым из деревни Бушево (сейчас Буши) была устроена печь для обжига кирпича и налажен его обжиг. За устройство печи он получил 4 рубля, а за обжиг 180000 кирпичей — 9 рублей. Доставка этого кирпича в монастырь также стоила 9 рублей. В итоге на месте тысяча кирпича стоила уже 2.66 рубля. Плотницкие работы в обители выполнял Терентий Васильев из д. Бугрово. В 1795 году на строительство монастырь потратил 1948.9 руб. Было построено 63 сажени ограды, ворота и келлии. [*1] В 1796 году в обители были построены каменные ворота и построена «...последняя ограда что вниз по болоту которая кладена из дерна за 34 сажня за каждой по 8 рублей...» Общая сумма расходов на строительство составила в этом году 446.2 руб. Всего за три года освоено 3549.1 рублей. [*1] Как видно из архивных документов, насельники обители не выполняли никаких строительных работ. Все работы осуществлялись монастырём по «контрактам» или устным договорам со сторонними работниками за деньги. Прежде всего это связано с малочисленностью проживающих в обители людей. Как мы видим из специальной ведомости «Учиненной Псковской Епархии в третьеклассном Святогорском монастыре, кто имеется ныне кроме настоятеля монашествующих и каких качеств за сей «1801-й» год», кроме настоятеля в обители 1 монашествующий. Сведения об игумене Моисее подробно приводит игумен Иоанн (Мазь) в своём «Описании...» [*6]. Приведём сведения о других насельниках обители. В должности казначея священник Иван Петров, 71 год, из великороссиян, из монастырских служительских детей, белец. В 1764 году определён был в Ильинский погост Опочецкого уезда к Ильинской церкви... В 1777 году переведён в пригорода Воронич к Воскресенской церкви. А в 1795 году 18 апреля по прошению направлен в Святогорский монастырь. Оштрафован не был, и дел до него не касалось. В графе о способности к послушанием и состоянии о нём помечено: « Состояния хорошего и впредь к послушаниям способен». [*1]. Вдовый священник Давид Григорьев 66 лет от роду — из великороссиян, белец, в 1764 году определен был Псковского уезда в Руцкой погост к Николаевской церкви во диакона. В 1767 году 5 января произведён в Островский уезд, в Гривского погоста к Спасской церкви во священника. А в 1797 году, 16 октября, определён по прошению в Святогорский монастырь. Дел до него не имелось. Состояния хорошего, но впредь за старостию не способен на служение. Вдовый диакон Гаврила Михайлов, 71 год, из великороссиян, дьяческий сын, белец. В 1759 году определен был в пригород Воронич к Егорьевской церкви во диакона. Потом в 1764 году переведен был в Мирожский монастырь. А в 1786 году принят в Святогорский монастырь. Дел до него не касалось. Состояния хорошего, но впредь за старостию не способен на служение. Вдовый диакон Василий Васильев, 40 лет, из великороссиян, белец. В 1798 году определён Псковского уезда в Чирский погост к Успенской церкви во диакона, а в 1801 году по прошению принят в Святогорский монастырь. Хорошаго состояния и впредь годится на послушание службы церковныя. Также в штате обители были: вдовый пономарь 71 года, послушник монах Агафоний 40 лет и послушник Кирилл Стефанов из холостых, 50 лет. [*2]. На них ведомость оканчивается. Фактически, помимо игумена в обители есть сорокалетний диакон, один монах также сорока лет и послушник пятидесяти лет. Остальные насельники немощные. Помимо них был еще небольшой штат (около десяти [*1]) служителей, обслуживающих хозяйство и храмы монастыря. Так что остаётся удивляться способностям отца игумена, подъявшаго колоссальный труд по организации работ по устройству каменной лестницы, ворот, келлий и ограды в обители в короткий срок.
Северный угол ограды Святогорского монастыря
Библиография (более детальные сноски смотрите в источнике): 3. Книга прихода и расхода денежных сумм за 1793 год // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 35 Не опубликовано 4. Журнал приказов ПДК и рапортов настоятеля монастыря в консисторию за 1782-1799 годы // ГАПО, Ф. 328, Оп.1, Д. 12 Не опубликовано 5. Пушкинская энциклопедия "Михайловское": В 3 т. /Т. 1-с. Михайловское - М., 2003 6. Иоанн, игумен., Описание Святогорского Успенского монастыря Псковской епархии, 1899 *Название Клаканово теперь звучит как Колоканово. Интересно изменение смысловой нагрузки в названии существующей деревни. Некогда неблагозвучное Клаканово (от клок) становится Колокановым, напоминающим об известном на всю округу монастырском звоне. |