Разгон «подпольного монастыря». Годы советских гонений в Пушкинских Горах
Казанская церковь, Пушкинские Горы. Суспицина А. Н. Холст, масло. 2009 г.
Источник: Сайт храма Казанской иконы Божией Матери в Пушкинских Горах
27 ноября 1937 года Калининское УНКВД арестовало священника Казанской церкви в Пушкинских Горах Ивана Михайловича Савицкого (1871 г. р.). Прихожане недоумевали: чем не угодил властям их 66-летний духовный наставник? Ответ мы нашли лишь в наши дни в архивном уголовном деле № АА-1694 на И. М. Савицкого, которое пролило свет на многие события того времени.
В деле подшит любопытный документ-донос в НКВД некоего «источника Ваталева» от 25.10.1937 г. “Источнику” никак не откажешь в наблюдательности и дотошности. По всей видимости, он не один день вёл наблюдение за порученным ему объектом и представил поистине аналитический отчет. Вот его отдельные фрагменты:
«При более близком ознакомлении с положением дел удалось установить, что после закрытия в 1920 году Святогорского монастыря у соседней с монастырем Казанской церкви поселились 10-12 монахинь, пришедших из закрытого под Псковом монастыря. Одна из монахинь, слепая Прасковья с сестрой Александрой, вырыли землянку у юго-западной стороны церкви и живут в землянке, служа “приманкой” для верующих».
А сейчас отвлечемся на минуту от текста. Мы позвонили в Пушкинские Горы работнику музея-заповедника Михаилу Ефимовичу Васильеву, и тот подтвердил, что обвалившаяся землянка до сих пор находится на указанном месте, а затем прислал нам фотографию Казанской церкви. Далее по тексту:
«Обосновавшись в церкви, монахини принесли сюда весь свой монастырский уклад, монахини носят только древнебиблейские имена: Евлампия, Мануфатия (Вонифатия, она жила на краю поселка – прим. свящ. Михаила) и т. п. Службы в церкви ведутся строго по монастырскому уставу: т. е. каждый день и по нескольку раз на день. Возглавляет монастырь монахиня Евлампия, она же руководит хором. Обязанности матери-казначея возложены на монахиню Анну. В монастыре существует строгая дисциплина. Так, монахиню Мануфатию дважды наказывали за невоздержанность на язык (отлучили от хора, т. е. лишили верного заработка).
Монахини существуют на церковные доходы и живут неплохо. Так, они первые в поселке покрыли свои кельи щепой, в церкви круглосуточно горит неугасимая лампада. Какое влияние они оказывают на население и какой большой доход от этого имеют, свидетельствует следующее. 8.11.1933 г. от неосторожного обращения с огнем Казанская церковь сгорела, на пожертвования населения — 7 тыс. руб. — за 4 месяца церковь была восстановлена.
Вокруг церкви и её монастырского «гнезда» группируются всевозможные тёмные элементы, раскулаченные, беспаспортные босяки, юродивые, как-то: Кирюша-босой из г. Острова, Вася из Новоржева и т. д. Или Володя Гельдт из Пскова. Это бывший крупный собственник, владелец бань (уточним — на самом деле больной сын известного псковского владельца — ред.), прикидывается юродивым, а вид городской: ходит в котелке и костюме, высокий, худощавый, лет 30—40 на вид.
Монахиня Мануфатия внушает прихожанам: «Не вступайте в колхозы, продержитесь до весны, скоро конец бесовской власти. Господь уже очищал землю потопом, теперь будет жечь нечистую силу огнём».
Широко пропагандируются церковные обряды, в результате чего венчаются в церкви даже уже женатые по 5—6 лет. Монахини, несмотря на свою кажущуюся простоту и ветхость, на самом деле очень ловкие, хитрые, физически крепкие бабы. Древняя Евлампия, например, под видом вставления зубов больше месяца прожила в Ленинграде».
Вновь вернёмся к делу Савицкого. Среди прочих обвинений, как то: агитация против вступления единоличников в колхозы, враждебное отношение к мероприятиям партии и правительства, контрреволюционная пропаганда и агитация, основным обвинением было выдвинуто: организация и содержание “подпольного монастыря“.
Следователь: “Признаете себя виновным в содержании подпольного монастыря?”
Савицкий: “Нет, не признаю. После закрытия Святогорского монастыря иконы из него перенесли в эту церковь, и у некоторых сложилось мнение, что церковь стала преемником монастыря”.
Следователь: “А монахини?”
Савицкий: ”Вокруг церкви прижились несколько старушек-монахинь, они прислуживают в церкви, тем и кормятся”.
Следователь: “Значит, признаёте существование подпольного монастыря?”
Савицкий: “Нет, не признаю”.
А дальше пошла уже несусветная чушь.
Следователь: “Расскажите о своей контрреволюционной связи с Николаем Чудотворцем и Георгием Победоносцем (?) и какие задания вы от них получали?”
Что мог ответить священник об известных каждому верующему святых?
Нет, не был он с ними в “контрреволюционной cвязи”, не получал от них заданий по свержению советской власти. Грустно признавать, но это факт, что кроме таких свидетелей, как некая Вера Егорова, показавшая, что под руководством Савицкого монахини «обрабатывали» в свою веру людей, что монахини Хеврония и Авсевия «обработали» и её, Егорову, уговорив ходить в церковь и молиться Богу.
Подыграл следователю и церковный сторож, изобличавший своего духовного отца как противника колхозов.
5 декабря 1937 года И. М. Савицкий был приговорен “тройкой” НКВД к 8 годам лагерей. И это при том, что “судьи” располагали медицинской справкой о том, что ему по возрасту и состоянию здоровья противопоказан физический труд. Жена Савицкого хлопотала за мужа во всех инстанциях. Безрезультатно. Видимо, так и сгинул батюшка в сталинских лагерях.
Примерно в это же время по уголовному делу АА-760З был арестован и приговорен «тройкой» к 10 годам ИТЛ другой священник, правивший в Пушкинских Горах церковную службу в течение нескольких лет, — Петр Васильевич Чистовский (1876 г. р.). На чём же основывалось его обвинения в контрреволюционной деятельности? Например, на том, что свидетель показал, что Чистовский заявил: «В Испании воюют и немцы, бьют республиканцев, как бы и нам от немцев не попало».(ведь как в воду глядел!) — тут же появляется обвинение: «Высказывал пораженческие высказывания». Другой свидетель заявил. что священник рассказывал, будто на Украине народ недоволен: уж больно притесняют его власти — дополнительное обвинение: «клевета на украинский народ» (?) Еще один свидетель показал, что Чистовский осуждает гонение властей на религию, считает слишком большие налоги для крестьян — следует обвинение: «выступал против мероприятий партии и правительства». Прискорбно, но факт: среди оговоривших священника оказались и его собратья, такие же священнослужители как и он сам.
После ареста Савицкого и Чистовского общину монашек ликвидировали, самих старушек вышвырнули из их келий в землянке и те разбрелись куда глаза глядят, искать себе пристанища, а некоторые, как свидетельствует молва, попали в лагерь.
В начале 1999 года оба священника прокуратурой Псковской области были реабилитированы. Материалы для этого поступили из областного управления Федеральной безопасности.
И. Панчишин,
А. Пузанов,
юристы. «Новости Пскова»
Статья газеты "Пушкинский Край" от 27.06.2000 г.