11 октября 2022 года. День поминовения архим. Никодима (Миронова). Лития
11 октября 2022 года исполнился 21 год со дня блаженной кончины старца и первого духовника нашей обители архимандрита Никодима (Миронова).
Архимандрит Никодим, в миру Миронов Николай Иванович, родился 12 апреля 1924 г. в Псковской области, в деревне Подсевье Качановского района в семье крестьянина. У супругов Иоанна и Александры было шестеро детей: он, старший - Николай, Владимир, Анатолий и три сестры: Вера, Екатерина и Ольга. Начальное образование Николай получил в Лиепновской 7-ми классной школе, окончив её в 1939 году. Жил после этого у родителей и помогал им по хозяйству.
В 1942 году в возрасте 19 лет Николай был взят в плен немцами и увезен в Германию на полевые работы и копание траншей. Во время немецкого плена произошло сильное утверждение Николая в вере. Немцы заставляли пленных "разминировать" минные поля, прогоняя людей через них строем. И видя гибель рядом с ним находившихся, когда взлетали все вокруг, Николай тогда дал Богу обет, что если возвратится домой живым, то уйдёт в монастырь.
В марте 1945 года он был освобождён Красной Армией в городе Гдыня, а через две недели был призван в армию, в 218 запасной армейский полк, а затем в 676 полк, где один год служил санинструктором, а второй год, после окончания спецкурсов, шофёром полка в Армении.
В 1947 году был демобилизован из армии, а в 1948 году поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, окончил её в 1952 году, перейдя в Ленинградскую духовную академию в 1953 году.
На первом курсе Духовной академии 28 марта 1953 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия епископом Таллинским и Эстонским Романом был пострижен в монашество с наречением имени Никодим в честь праведного Никодима, тайного ученика Иисуса Христа, на 32-м году жизни. А через две недели, 19 апреля, был рукоположен в иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. В этом же сане окончил Духовную академию в 1956 году.
По окончании духовной академии, не имея места назначения, иеродиакон Никодим по приглашению епископа Псковского и Порховского Иоанна прибыл на служение в Псковскую епархию. Осенью 1956 г. в Псково-Печерском монастыре о. Никодим был рукоположен в иеромонаха и назначен третьим, а затем и вторым священником в Свято-Троицкий кафедральный собор города Пскова.
Должность третьего священника в данном случае подразумевала обязанность совершать богослужения по назначению во многих близлежащих городах и сёлах епархии, где по каким-то причинам не было священника. Сохранились многочисленные предписания о таких его назначениях, разовых или на какое-то время: Г. Порхова Гдовского района, с. Красная Горка Дедовического района, с. Колпино Печорского района, с. Крапивино Гдовского района, с. Любятово Псковского района, с. Велье Пушкиногорского района.
В феврале 1958 г. при сохранении обязанностей третьего священника Св. Троицкого собора г. Пскова о. Никодим был назначен также вторым священником Казанской церкви г. Великие Луки.
В 1960 году молодой иеромонах был зачислен в братство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В шестидесятые годы в Псково-Печерском монастыре подвизались многие духоносные подвижники и святые старцы. Из них особенно прилепился сердцем о. Никодим к Валаамскому старцу иеросхимонаху Михаилу, он стал его духовным чадом и был свидетелем его кончины.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич)
По выбору митр. Вениамина (Федченкова), жившего на покое в Псково-Печерском монастыре, о. Никодим принимал у него исповедь. Также сохранилась фотокарточка иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), подаренная ему самим старцем, тогда ещё иеромонахом Симеоном. На обратной стороне карточки было написано:
" +
Боголюбивому, досточтимому, очень-очень дорогому мне всечестному о. иеромонаху Никодиму в напоминание о моей худости. Благодарный искренний Вам И. Симеон, Москва 1963-64 г."
В монастыре кроме череды богослужения о. Никодим нёс послушание на клиросе, так как обладал красивым голосом - басом. Он служил в Псково-Печерском монастыре до 1964 г.
10 ноября 1964 г. иеромонах Никодим вынужден был перейти в Виленскую епархию, там он служил на разных приходах. По воспоминаниям духовных чад отца Никодима, причиной его ухода из Псковской епархии послужило недовольство уполномоченного по делам религии содержанием его проповедей.
В 1964 г. о. Никодим был переведён в Свято-Духов монастырь города Вильнюса. Однако там из-за невозможности получить прописку в монастыре, по предложению архиеп. Антония, он был вынужден служить на трёх приходах по праздникам и иным дням в разных близлежащих районах. Церкви были не благоустроены, и много сил потратил о. Никодим на восстановление храмов. Приходилось служить и в неотапливаемых, так что чаша со Святыми Дарами замерзала, когда он выходил с ней к причастникам. Таким образом, в монастыре иеромонах Никодим жил почти нелегально, будучи прописан за его пределами, хотя в нём нёс священническую череду и исполнял клиросное послушание.
Прописан он был на одном из своих приходов, и так служил на трёх приходах 24 года: с 1964 по 1987 гг. О. Никодим был настоятелем в Покровской церкви д. Интурки Молетского района, Александро-Невской церкви г. Аникшчяй и Николаевской церкви д. Ужпаляй Утенского района.
В Интурском Покровском храме о. Никодим проводил богослужения еженедельно и по великим праздникам. В Аникщяй приезжал один раз в месяц. Он запомнился прихожанам храма как ответственный строгий священник, служивший опорой и утверждением прихода во благочестии, помогающий не поддаваться на соблазны и отступления атеистического или маловерного окружения.
Бывший настоятелем Вильнюсского храма святых Константина и Михаила о. Вячеслав Сковородко какое-то время был насельником монастыря и жил в соседней с о. Никодимом келье. У него о батюшке остались очень теплые воспоминания: прекрасно знал церковный устав, красиво пел (мог исполнить любую партию), но был очень замкнут, молчалив, ни с кем не общался, никому о себе ничего не рассказывал. О. Иосиф Затеишвили, настоятель Висагинского храма св. великомученика Пантелеимона, назвал его сокровенным человеком.
В 1987 г. архиепископом Викторином архимандрит Никодим был переведён в Свято-Духов монастырь и зачислен в число братии, пребывал в нём до отъезда из обители в Псковскую епархию.
Уже позже, вспоминая тот период его служения, старейший насельник Свято-Духова монастыря архимандрит Ефрем (Иодо) пишет ему в письме: "... Дорогой отче, без вас скучновато, осиротела наша обитель, теперь таких мощных кадров у нас не предвидится..."
Сохранилось также письмо архимандрита Агафангела (Догадина) из Новгородской епархии. Когда он узнал о решении о. Никодима уехать из Литвы, то приглашал его в гости хоть на два дня, обещая в своём благочинии подходящий для него приход.
Но, волею судеб Божиих, отец Никодим 27 мая 1992 года переезжает в Псковскую епархию на приход в Изборске и митрополитом Владимиром Псковском и Великолукским назначается на должность настоятеля Рождество-Богородицкого храма п. Старый Изборск Печорского района.
Нелегко пришлось 70-летнему архимандриту на новом месте, приход был бедный, зимой часто у него не было дров, чтобы топить дом, где он жил, и сам дом был холодный. По воспоминаниям, живя в Изборске, о. Никодим каждую неделю приезжал в Печоры. Вообще, всю жизнь он был лёгок на подъём. У себя же на приходе иногда практиковал отчитки. Во время его настоятельства в храме замироточила икона святителя Николая.
Узнав о переезде в Изборск отца Никодима, наместник Святогорского монастыря архимандрит Кенсорин стал уговаривать его переселиться в наш вновь открытый монастырь в 1992 году, где вся братия состоит из новоначальных иноков и есть острая нужда в монастырском духовнике. Согласившись на его просьбу, в 1995 году о. Никодим переезжает в наш монастырь. Это было радостное событие, в первые же дни братия окружили батюшку, каждому хотелось поговорить с ним, услышать слово назидания. Овцы обрели пастыря и прилепились к нему, стараясь услужить семидесятилетнему старцу. Но здесь выяснилось, что батюшка не любит никаких услужений - до последних дней у него не было келейников. Очень редко отец Никодим просил что-нибудь сделать для него, и то -- по большой немощи.
Очень любил батюшка богослужение, любил служить, молиться в храме. Первое время даже приходил на клирос. Только в дни, когда ему сильно нездоровилось, не приходил он ко службе. За такую любовь к храму Господь даровал ему силы служить до последнего своего дня. Его ревность во время богослужения, точность, вдохновенность службой создавали духовный строй, к которому хотелось присоединиться. Вообще, чувствовалось, что это человек из другой эпохи, со всей полнотой этой эпохи, ныне уже ушедшей.
В монастыре о. Никодим сохранял связь с очень многими духовными чадами своими, вёл с ними переписку. Батюшка учил чад своих не открывать всем подряд свой внутренний мир. Понимая человеческие немощи, учил не давать повода к ревности и зависти. Чада его вспоминают, что о. Никодим чувствовал свой близкий уход. В последнее время следы крови появились на мокроте, но он никому не жаловался.
Шесть лет прожил отец Никодим с нами до его переселения в вечность, это было очень важное время становления монастыря. Своей заботой о братии как духовника, своим направлением и утешением, личным примером скромности и воодушевлением жизни о Христе о. Никодим остался живым в наших сердцах. На его столе в день смерти осталось начатое им и неоконченное письмо к духовным чадам. Чадам, которым не тесно было в его любящем сердце.
«+
С нами Бог!
Дорогие мои, милые чадочки Божии, мать Павла и мать Ангелина и Серафима с чадами! Письмо ваше я получил; сердечное Вам и большое спасибо за откровенное, ...»
На этом письмо обрывается.