Московский патриархат Псковская митрополия Великолукская епархия
Свято-Успенский Святогорский монастырь 
  • +7 (81146) 2-33-89
    Телефон и факс
    +7 9113810374
    Телефон
Главная
Посетителям
Расписание богослужений
Поминовения
Пожертвования
Вопросы священнику
Экскурсии от монастыря
Размещение в обители
Трапеза
Трудникам
Церковная лавка
Видеотур
Монастырь
История
Святыни
Структура монастыря
Лица
Важные даты
Лента публикаций
Библиотека
Галерея
Контакты
Служение
Воскресная школа
Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
Издательская деятельность
О Пушкине
Душеполезное
Проповеди
Духовные наставления
Толкования
Молитвы
Лекции
Хор
Главная
Посетителям
Расписание богослужений
Поминовения
Пожертвования
Вопросы священнику
Экскурсии от монастыря
Размещение в обители
Трапеза
Трудникам
Церковная лавка
Видеотур
Монастырь
История
Святыни
Структура монастыря
Лица
Важные даты
Лента публикаций
Библиотека
Галерея
Контакты
Служение
Воскресная школа
Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
Издательская деятельность
О Пушкине
Душеполезное
Проповеди
Духовные наставления
Толкования
Молитвы
Лекции
Хор
Московский патриархат Псковская митрополия Великолукская епархия
Свято-Успенский Святогорский монастырь 
  • Мой кабинет
  • Главная
  • Посетителям
    • Назад
    • Посетителям
    • Расписание богослужений
    • Поминовения
    • Пожертвования
    • Вопросы священнику
    • Экскурсии от монастыря
    • Размещение в обители
    • Трапеза
    • Трудникам
    • Церковная лавка
    • Видеотур
  • Монастырь
    • Назад
    • Монастырь
    • История
    • Святыни
    • Структура монастыря
    • Лица
    • Важные даты
  • Лента публикаций
  • Библиотека
  • Галерея
  • Контакты
  • Служение
    • Назад
    • Служение
    • Воскресная школа
    • Окормление реабилитационного центра «Пошитни»
    • Издательская деятельность
  • О Пушкине
  • Душеполезное
    • Назад
    • Душеполезное
    • Проповеди
    • Духовные наставления
    • Толкования
    • Молитвы
    • Лекции
    • Хор
  • +7 (911) 381 03 74
Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, д. 1
svyatogorsky-monastyr@rambler.ru
  • Главная
  • Публикации
  • Есть лестница в чертог Небесный. Несколько слов прп. Варсонофия Оптинского о Пушкине

Есть лестница в чертог Небесный. Несколько слов прп. Варсонофия Оптинского о Пушкине

Опубликовано 13 июня 2022

1EnCetaqcX0.jpg


Преподобный Варсонофий Оптинский

Беседы старца с духовными чадами (1907-1913 гг.)

Земная ученость без веры в Царство Небесное не ведет, не вводит туда и искусство. Поэты и художники испытывают высокое эстетическое наслаждение, но это только душевное чувство, оно не способно переродить душу. В своем стихотворении 'Пророк' жизнь до духовного возрождения Пушкин называет 'мрачной пустыней'.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, полученными от искусства, подобны людям, дошедшим до портика царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали.

Но как же спастись? Как войти в Чертог Царя Небесного? Есть лестница туда и из монастыря, и из мира. Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Вот, например, Филарет Милостивый: он имел огромное богатство, но этим богатством приобрел себе Царство, помогая бедным и бездомным. Авраам тоже был богат, его богатство по тогдашнему времени заключалось в огромных стадах, но это не помешало ему спастись. А можно и в бедности погибнуть, привязавшись к деньгам. Стоял, например, один нищий на паперти, терпел и голод и холод — лишь бы накопить денег. Накопил рублей 40–50 и умер. И пошла его душа в ад, так как привязана была к деньгам, а не к Богу.

Спасающихся в монастырях часто упрекают в эгоизме: надо же, говорят, такой-то поступил в монастырь! Он делал в миру то-то и то-то, так много приносил пользы и вдруг все бросил. Это — грех! Не смущайтесь подобными речами. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо все бросить и последовать призыву Божию. Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В Житиях святых рассказывается про двух женщин, двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Как же спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: 'Не любите мира, ни яже в мире…' (1Ин.2:15). Впрочем, здесь надо оговориться. Под словом 'мир' подразумевается не Вселенная, а низменное, пошлое, греховное. Можно жить в миру и вне мира.

* * *

Когда Бог хотел дать людям закон, Он поставил между собой и людьми праведного Моисея. И Моисей, чтобы беседовать с Богом, поднялся на гору Синай. Не с народом, а оставив его у подошвы горы, поднялся Моисей вверх один. Зачем он это сделал? Почему бы ему не беседовать с Богом, оставаясь среди народа? Думаю, потому, что народ мешал ему сосредоточиться. Где народ, там суета, а суета заглушает голос души человеческой. Трудно быть с Богом, оставаясь среди людей, и мы, по примеру праведного Моисея, удалимся от суеты и молвы людской, пойдем на Синай.

Хорошо там! Хорошо быть с Господом! А на Фаворе с Христом Спасителем, пожалуй, еще лучше. Так хорошо там было, что Апостолу Петру захотелось остаться там навсегда. …Господи, добро есть нам зде быти… сотворим зде три сени… (Мф.17:4). Хорошо на Фаворе, и идут туда многие, многие люди. Кто до половины горы добрался в этой жизни, кто немного поднялся, а кого смерть застала в начале подъема. И все они Божии. Есть и такие, что тянутся к Фавору, хотят начать восходить, да так у них выходит, что сделают они шаг вперед да два назад. И не хватает у них силы идти вперед. Но и этих спасает Господь. Силен Он покрыть немощь стремящихся к Нему людей. Силен Он их перенести и не на два шага вперед, а довести до вершины горы. Только бы двигаться, а не стоять на месте, как рассерженные гуси. Бывает, что эти птицы, что-то гогоча, топчутся на одном месте, не сходя с него. Так и некоторые люди. И среди них многие писатели. Пушкин, например. Бывали у него минуты просветления, рвался он к Небу, и фантазия несколько приподнимала его над толпой, но привычка потакания своим страстям притягивала его к земле.

Как орел с перебитыми крыльями, рвался он к Небу, но полз по земле.

Страшно так жить! Нужно идти на Фавор! Но помнить надо, что путь на Фавор один: через Голгофу — другой дороги нет. Устремляясь к жизни с Богом, надо приготовиться ко многим скорбям.

smclZdRuckZhHnQqx9Upabv8mOyZrukU0tawgx4EUCbtNmy3N8hc1W9exncidJap9kgnZaURtWW_JNaBqY66ndpe.jpg

Художник А. В. Ванециан

* * *

У художников в душе есть некая жилка аскетизма. Чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма. Пушкин был аскет в душе и стремился в монастырь, что и выразил в своем стихотворении 'К жене'. Той обителью, куда стремился он, был Псково-Печерский монастырь. Совсем созрела в нем мысль уйти туда, оставив жену в миру для детей, но сатана не дремал и не дал осуществиться этому замыслу.

Замечу, вообще, что стоит кому-нибудь принять твердое решение уйти в монастырь, как сатана строит против него всякие козни. Отсюда видно, что монашество для сатаны вещь весьма неприятная. Конечно, про нас, монахов последних времен, нельзя сказать, чтобы мы вели особенно деятельную борьбу с врагом, — какие уж монахи! Но все же боремся, как можем. А в миру эта борьба давно забыта, сатана диктует законы миру, и мир слепо идет за ним. Не подумайте, что, говоря так, я зову вас в монастырь. Нет! Я только хочу сказать, что и живя в миру, не нужно забывать Бога, не нужно терять общения с Ним, а пока не порвана связь, не разрушено богообщение — жива душа человека, хотя бы и впал он в грехи…

...Искоркой стремления к богообщению и надо дорожить, не давая окружающему мраку погасить ее. Опять повторяю: лучшие наши писатели стремились к Богу, хотя теперь как-то забыли об этом, и студенчество сейчас ничего не читает, а о Шекспире и Пушкине и понятия не имеют. А эти писатели могли поднять их от будничной, серой, обыденной жизни и привести к Богу. Впрочем, надо сказать, что такое чтение хотя и может довести до мыслей о Небе, но ведет оно все-таки окольными путями. Лучше же избрать прямую дорогу, которая открыта перед нами, лучше читать творения святых отцов Церкви, Жития святых. Аминь.

Преподобный Варсонофий Оптинский

Вернуться к списку публикаций

Наши контакты

Телефон / факс +7 (81146) 2-33-89
Телефон и факс
Канцелярия +7 9113810374
Телефон
Россия, 181370, Псковская область, Пушкиногорский район, рп. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, д. 1
svyatogorsky-monastyr@rambler.ru
Посмотреть банковские реквизиты и коды
Монастырь
Служение
Душеполезное
О Пушкине
Контакты
Лента публикаций
Галерея
Библиотека
Разработка и продвижение

«КлиентЛаб»
Политика конфиденциальности.