12 июня 2022 года. День Святой Троицы. Фоторепортаж. Слово иером. Пахомия (Сапёлкина)
В день Святой Пятидесятницы в Свято-Успенском Святогорском монастыре было совершено праздничное богослужение. С пастырским словом к молящимся обратился иеромонах Пахомий (Сапёлкин):
"Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Апостол Павел пишет, что некоторые, проявляя гостеприимство, оказали гостеприимство ангелам и Господу.
И вот в древности был такой великий праведник — Авраам. Он не сидел в своём прохладном шатре, он сидел на жаре, на улице и смотрел внимательно, не пойдет ли кто-то, а если кого-то видел, то бежал к нему навстречу, кланялся до земли и умолял войти в своё жилище.
И вот этот Авраам сподобился явления Святой Троицы. В тот день, когда это произошло, он, по обычаю, сидел на улице во время дневного зноя. Но Библия говорит ещё о том, что Авраам был болен, так как был обрезан два дня тому назад, а жара только усиливала боль от свежих ран. Несмотря на это, он не изменил порядка своего гостеприимства, сидел и ждал: может быть, кто-то пойдет.
И вот, наконец он увидел - идут трое (а это были три Ангела Божиих, которые являлись иконой, образом Триединого Бога), он подумал, что это бедуины — арабы, и он побежал к ним навстречу. Как написано в Библии, он подбежал, пал ниц и сказал: “Господа мои, войдите в дом мой, не пройдите мимо”. В пророческом озарении он даже сказал: “Господь мой, не пройди мимо”. Он в каждом путнике ожидал Господа. Как и Господь, Иисус Христос учит нас: “Если ты кого накормил — ты Господа накормил, кого напоил — Господа напоил, посетил, навестил, одел — это ты о Господе позаботился". И у Авраама была такая внутренняя духовная потребность... он должен помогать каждому, кого он встретит в пустыне. И он побежал навстречу, упал ниц и сказал: “Не пройди мимо раба твоего”. И Господь, в лице трех ангелов, символизирующих собой Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, вошёл в его жилище под Мамврийским дубом.
Ветви, украшающие наш храм, символизируют собой этот Мамврийский дуб. Об этом дубе ещё в первом веке историк Иосиф Флавий писал: “По преданию, этот дуб стоит от сотворения мира и, когда мир окончится, дуб прекратит нести зеленые ветви”. Сейчас из высохшего остова дуба еще пробиваются маленькие зеленые веточки, жизнь уже еле теплится в Мамврийском дубе, а значит, и на всей нашей планете мы приближаемся к некоему рубежу.
И вот Авраам готовит угощение для гостей. Сказано: “Побежал Авраам в поле, выбрал телёнка. Побежал Авраам к Сарре и сказал, чтобы она замесила муки”. Не пошел, сказано, а "побежал", и это несколько раз. А ведь это старый больной человек. Но его внутреннее, непреодолимое вероубеждение, что, служа любому человеку, он служит самому Господу, придает ему сил и дерзновения в служении путникам.
Как-то до этого был случай, когда Авраам тоже сидел и ждал, когда кто-то пройдет мимо, и шел бедуин. Авраам говорит: “Зайди ко мне, я тебя накормлю”. Бедуин зашел, Авраам поставил перед ним воду, еду и говорит: “Только у меня такой обычай: благослови моего Бога Единого и кушай”. Бедуин разозлился и сказал: “Что это за условия какие-то: ты меня позвал, я пришел, у меня богов много, у тебя один, какие-то условия ставишь, не буду я есть за твоим столом”. И убежал. Авраам сидит, думает: “Господи, что делать?” А Господь говорит ему: “Авраам, Авраам, я без всяких предварительных условий кормлю птиц небесных, зверей полевых, рыб морских, а ты какие-то условия стал выдвигать. Вот догони этого бедуина, посади на закорки и неси назад. И без всяких предварительных условий покорми его”.
Бог кормит верующих и неверующих, наш Господь питает и праведных, и грешных, и людей, и животных, птиц небесных и зверей полевых. Заботится и промышляет о всём творении. И ведь в этом гостеприимный и хлебосольный человек наиболее уподобляется Богу. За что гостеприимный и заботливый Авраам и сподобился Богоявления.
Почему мы говорим, что три Ангела — это как икона Святой Троицы? Сказано: Бога никто никогда не видел и видеть не может. Бог невидим. И если Бог явился Аврааму в лице трех Ангелов — это икона, образ Святой Троицы. Авраам был посвящен таким образом в тайну Триединого Божества. А тайна Святой Троицы — это тайна Божественной любви, и Христос призывает всех нас уподобиться любви Трёх. Он говорит: “Будьте едины, как Я един с Отцом”. И когда Дух Святой в День Пятидесятницы сошел на апостолов и огненные языки запылали над их головами — это было свидетельство того, что любовь Божья вошла в их сердца. Апостол Павел так и написал: “Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым”.
/День Святой Троицы принято считать в нашей Церкви днем ее рождения: «Господь Милостивый послал на землю Духа Святого, - пишет прп. Силуан Афонский, - и Духом Святым утвердилась Святая Церковь... Духом Святым мы познали любовь Господню»./
Дух Святой, как писали древние Отцы — это любовь Отца и Сына друг к другу. Ипостась Духа Святого — это Божественная личность, которая научает и наставляет нас на всякую правду. Христос Сам говорил: “Лучше будет для вас, если Я пойду к Отцу, умолю Отца, и Он пошлет Духа Святого в сердца ваши, который напомнит вам все слова Святого Евангелия”. Поэтому в этот день мы вспоминаем подлинное рождение Церкви Православной. Ибо Церковь становится Церковью, когда Дух Святой входит в сердца первых христиан. Что Бог предсказал задолго до этого словами: “Вселюсь в них, буду ходить в них, буду их Богом, а они будут моим народом”. Посему зелень ветвей и травы, украшающих наши храмы, помимо напоминания о Мамврийском дубе, ещё символизирует собой свежесть произрастания новой жизни в благодати Святого Духа нашей Святой Новозаветной Церкви.
Авраам через гостеприимство удостоился встречи с Богом. Мы через любовь Божью сподобились в День Святой Пятидесятницы стать Царственным Священством, приняв благодать помазания, приняв Духа Святого внутрь себя. Таинственным образом события Ветхозаветные и Новозаветные переплелись в этом празднике, когда мы прославляем Триединого Бога: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе" и умоляем Духа Святого, чтобы Он вселился в ны и очистил ны от всякие скверны, и спас Благий души наша. Аминь".