Как молиться перед едой в окружении неверующих? Ответы на вопросы
– Как молиться перед едой в окружении неверующих?
– Сначала, думается, надо разобраться, зачем мы вообще молимся перед едой. Обычно, в большинстве случаев, перед трапезой христиане обращаются к Богу, читая молитву "Отче наш". Часто, к сожалению, поспешно и небрежно, а между тем, это богодарованная молитва, оставленная нам Самим Спасителем.
Как вы знаете, именно этой молитвой мы обращаемся к Богу и Отцу нашему перед Небесной трапезой на литургии, совершая евхаристию, исповедая, что как и Тело и Кровь Христовы, так и вообще всё доброе, что питает нас и душевно, и телесно, суть дары от Отца Небесного, как далее говорим в заамвонной молитве "...Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов..."
Любая трапеза – суть малая евхаристия (благодарение), согласно и словам апостола: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 4-5).
Цель молитвы перед принятием пищи, прежде всего, не освящение пищевых продуктов, не получить что-то от Господа, а отдать Ему благодарственное приношение (так же как и на литургии), совершаемое прежде всего умом и сердцем нашим. В этом случае как принятие пищи, так и сама пища будет уже освящена призыванием имени Господа, даже без каких либо внешних действий с вашей стороны.
Помните эпизод в беседе прп. Серафима Саровского с Мотовиловым? Верна, конечно и древняя церковная традиция благословения чего или кого-либо внешним действием, например, крестным знамением, что также является словом (мыслью, умным движением) выраженном в жесте. Причем, как вы знаете, делают крестное знамение иногда рукой, иногда крестом (предметом), иногда кропят святой водой, или даже хлебом (как на освящении хлебов, на великой вечерне), а если по каким-либо причинам неуместно внешне делать знамение креста рукой, то можно, например, взглядом. Так, например, поступал один иеромонах нашей обители, когда в молодости проходил армейскую службу.
1. На работе
На работе, где нет верующих христиан, молиться разумнее мысленно и благословлять пищу лишь взглядом. Пусть лучше ваше благовествование о Христе в данных условиях выражается не в ритуальных действиях, вовсе необязательных, а порой и раздражающих, а в добром, бескорыстном отношении к окружающим вас, в хранении совести в отношении ваших обязанностей по работе, в удалении от пересудов, осуждения, злословия, сквернословия, пошлости и прочего непотребства, нередко царящего в людской толкотне, милосердном отношении, с болезнованием сердечным, к ошибкам как нравственного, так и служебного характера, особенно, если у вас есть подчиненные.
Если же, вдруг сложится ситуация, где прямо и публично потребуется ваше исповедание себя христианкой, а такое рано или поздно скорее всего произойдет, вот тогда уже будьте тверды и непреклонны.
2. Дома
В отношении же домашних смотрите по ситуации, трудно сказать что-то конкретно в силу незнания ни вас, ни ваших домашних. В общем же, если ваши молитвы перед едой и крестные знамения уже набили всем оскомину на лице, то зачем нужно такое благовествование? Знаете, качество человека познается по атмосфере, которую он создает вокруг себя. Так постарайтесь среди ваших домашних жить так, чтоб ваше присутствие вносило тепло, смысл, мир, чтоб вашим домашним хотелось быть в доме, чтоб, смотря на вашу жизнь и ваши глаза, однажды вам сказали: «А научите меня жить так же, я тоже так хочу!.. Со смыслом, с радостию, в любви...»
Подсказывает вам ваша совесть скрывать внутреннюю жизнь от посторонних глаз – скрывайте. Тем более, что все и так знают, что вы церковный человек. Важны плоды (Гал. 5, 22 – 6, 2), на это обратите внимание.
3. В гостях
«В чужой монастырь со своим уставом не входят», потому на приеме у родных, в гостях, ведите себя так, как принято в их доме. Если знаете, что ваши внешние обрядовые действия могут смутить хозяев, то пользуйтесь пунктом «1». Если гости навестят ваш дом, то поступайте так, как принято у вас в доме.
Господь да умудрит вас! Старайтесь найти, а если уже нашли, то поддерживать с живым Господом живые, личные отношения. Там, где Дух Божий, там мир, свет, свобода (2 Кор. 3,17). В этих отношениях, в свете богообщения научитесь чувством, а не рассудком понимать, как верно поступать в случающихся обстоятельствах.
Иеромонах Савва (Овчинников)